Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экология и образование

Экология и образование

 

В конце XX века в области природопользования и охраны окружающей природной среды произошли существенные изменения. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование не просто перестали быть вопросом выбора, а превратились в условия выживания.

С выходом ряда законов РФ об охране окружающей среды:

-                         «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91г;

-                         «Об экологической экспертизе» от 23.11.95г;

и др. граждане России получили право на здоровую и благополучную природную среду, а именно:

-                      экологическое страхование;

-                      механизм охраны окружающей природной среды;

-                      нормативы санитарных и защитных зон;

-                      государственную экологическую экспертизу;

-                      обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях страны.

Появилась возможность для студентов изучать эти и другие дисциплины экологического направления. К сожалению, это тоже уже пройденный этап.

В России уже девять лет ведется плановая подготовка экологов для работы в конкретных областях, например: инженер-эколог, эколог-землеустроитель, эколог по охране атмосферы на предприятиях, эколог лесного и паркового хозяйства и др.

Круг обязанностей эколога любого направления вытекает из положений, изложенных в ст.10 закона РФ «Об охране окружающей природной среды», в которой подробно перечисляются виды природоохранной деятельности и его компетентность.

Потребность в современных эколого-правовых и природоохранных знаниях испытывают многие специалисты, которым сейчас 3О-40 лет. Они по своим взглядам и уровню пройденного «советского» образования не вписываются в концепцию новой специальности XXI века – эколога-юриста или эколога-землеустроителя.

Как условие реализуемости современной экологической политики надо рассматривать последовательное подключение к процессу реализации природоохранных решений предпринимательского сектора, новых служащих банков и страховых компаний, негосударственных предприятий и др. Следовательно, потребность в специалистах в области экологии будет возрастать год от года. Ряд вузов России и стран СНГ уже получили лицензии на такие специальности, как «Водные биоресурсы», «Биоэкология», «Экологический менеджмент», «Охрана природных ресурсов», «Природопользование», «Аквадизайн», «Экологический аудит» и др. Среди них Харьковский социально-экологический институт, Харьковский госуниверситет, Балтийский институт экологии, Белгородская технологическая академия, Московская технологическая академия, Международный независимый эколого-политологический институт и другие.. Это тоже достижения пройденного пути, как в нашей стране, так и в нашем регионе.

Все это означает, что интенсивный научный поиск ответов на экологические вопросы, которые вновь ставит наше время в новом тысячелетии, должен быть продолжен. Будет развиваться и рациональное природопользование в использовании сырьевых ресурсов и, естественно, потребуются новые взгляды на их использование и охрану окружающей природной среды специалистами нового времени, а не вчерашнего дня.

1 2 3