Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологические аспекты в подготовке инженера-технолога

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА-ТЕХНОЛОГА

 

В современных условиях резкого ухудшения, а по обоснованному заключению ряда специалистов, «кризисного состояния» окружающей среды, проблемы экологии приобретают особую актуальность и остроту. Однако экологическое образование, исключая подготовку профессиональных экологов, в современном российском вузе сводится, как правило, к преподаванию дисциплины «Экология», объемом 30–50 аудиторных часов, отличающейся преимущественно естественно-научным содержанием независимо от характера вуза [1]. При подготовке инженеров-технологов специальности 250800 в Белгородской государственной технологической академии строительных материалов наряду с курсом «Экология» экологическим аспектам соответствующих технологий уделяется некоторое внимание в спецкурсе и в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Но этого крайне недостаточно, особенно исходя из глобальной проблемы перехода к устойчивому развитию, которую предстоит решать инженерам XXI века.

Поэтому особую важность приобретает задача обеспечения качественно нового экологического образования, нацеленного на то, чтобы современный инженер, являясь специалистом в своей области, мог оценить реальные последствия профессиональной деятельности с точки зрения охраны окружающей среды и компетентно решать проблемы экологии [2,3].

Производственный и научно-педагогический опыт автора дает основание утверждать о больших возможностях инженера-технолога в плане обеспечения экологической безопасности производства строительных материалов (ПСМ), которые не всегда используются в полной мере. Имеется в виду прежде всего то, что именно инженер-технолог, которому, как правило, принадлежит право принятия окончательного решения в конкретной производственной ситуации, может в значительной степени содействовать повышению экологической безопасности процессов путем снижения образования и выноса загрязняющих веществ из технологического оборудования.

При этом наиболее эффективным представляется комплексный системный подход, заключающийся в сочетании технологических приемов с глубоким анализом состава и свойств загрязнителей и повышением эффективности очистки. Важно, чтобы будущие технологи поняли и осознали взаимосвязь и взаимообусловленность указанных процессов. Как правило, оптимизация процессов синтеза строительных материалов сопровождается снижением выбросов загрязняющих веществ вследствие уменьшения удельного расхода топлива, улучшения условий теплообмена и т.д. С другой стороны, обеспечение эффективной очистки выбросов может способствовать энерго- и ресурсосбережению и улучшению других технико-экономических показателей работы оборудования. [4].

К сожалению, следует признать, что экологические последствия принимаемых технологических и технических решений в производстве строительных материалов нередко бывают негативными.

В числе причин этого: отсутствие достаточного объема знаний о составе и физико-химических свойствах основных загрязнителей, выделяющихся при производстве строительных материалов, об особенностях и эффективности работы традиционно используемого и принципиально нового очистного оборудования. Кроме того, инженеру-технологу нового века необходимо понимание взаимосвязи проблем ресурсосбережения, оптимизации технологических процессов и повышения экологической безопасности производства, понимание того, что обеспечение экологической безопасности производства только путем применения эффективного очистного оборудования является дорогостоящим и не самым эффективным решением, зачастую связанным с дополнительными проблемами утилизации и обезвреживания уловленных загрязнителей. Более перспективным представляется комплексный подход, заключающийся не только в использовании эффективных способов и аппаратов для очистки от загрязняющих веществ, но в первую очередь – в оптимизации технологических процессов, сопровождающейся снижением образования и выделения загрязнителей в технологических агрегатах. Кроме того, проблемы повышения экологической безопасности ПСМ рассматриваются преимущественно в плане очистки от пыли, но кроме пыли, производство строительных материалов характеризуется образованием и выделением значительных объемов газообразных загрязнителей, антропогенной теплоты и др.

Системный подход подразумевает сведение к минимуму выбросов в комплексе всех загрязняющих веществ. Необходима подготовка инженера, способного прогнозировать состав и количество выбросов в окружающую среду и эффективно, в первую очередь технологическими приемами, способствовать их снижению.

1 2