Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Изучение экологии студентами строительных специальностей

Инженеры строительного комплекса - это специалисты, непосредственно формирующие среду обитания человека. Этим объясняется необходимость включения в перечень дисциплин, изучаемых студентами строительного вуза, такого предмета, как "Экология". Более того, строительный комплекс представляет собой крупнотоннажную отрасль промышленности, где возможно использование значительных количеств образующихся отходов в качестве техногенного сырья. Поэтому экологическая подготовка должна не просто проникнуть в структуру системы образования инженеров строителей и технологов, но и стать одной из её основ. Наиболее важными моментами экологического образования являются формирование:

Ø       экологической ответственности у будущих специалистов различного профиля;

Ø       умения предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих профессиональных действий.

Экологическое образование сегодня в БелГТАСМ получают студенты практически всех выпускаемых специальностей. Используемые при этом формы обучения учитывают особенности каждой из них.

Помимо курса лекций "Экология" в программу обучения по специальности "Производство строительных изделий и конструкций" включены лабораторные работы, на которых студентам предоставляется возможность самостоятельно решать некоторые экологические проблемы в рамках создания разнообразных строительных материалов.

На протяжении всего лабораторного курса каждый из студентов самостоятельно проводит исследование конкретного, созданного им самим композиционного строительного материала. При этом на первом этапе проверяется возможность получения добавочных и шлакопортландцементов, бетонов различного назначения, керамических изделий с использованием отходов металлургических производств (пыли и шлаки), гальванических производств (шламы), тепловых станций (золы и шлаки), городских очистных сооружений и т.д. Варьирование видов и содержания отходов, а также дальнейшее сравнение физико-механических свойств полученных композиционных материалов с контрольными образцами, не содержащими техногенное сырьё, позволяет студентам определить оптимальные соотношения компонентов и сделать вывод о целесообразности использования исследуемых промышленных отходов в производстве строительных материалов.

Решение проблемы долговечности композиционных материалов - одна из важнейших задач строительного материаловедения и экологии. Придание биостойкости строительным материалам является серьёзным шагом к решению подобных проблем.

Биоповреждения в средней полосе России чаще всего вызывают грибы родов Penicillium и Aspergillus. Покрывая поверхность материала, они ухудшают его внешний вид, снижают прочностные характеристики и приводят к их полному разрушению. Предотвратить процесс воздействия микроорганизмов возможно введением в состав композиционных материалов биоцидных добавок. С этой целью могут использоваться специально синтезируемые добавки или сами отходы, вводимые в состав строительных материалов. Так, химический состав электросталеплавильных шлаков, пылей электрометаллургических комбинатов свидетельствует о наличии в них соединений некоторых тяжелых металлов; шламы гальванических производств представлены часто солями никеля и хрома. Это позволяет рассматривать используемый отход в качестве фунгицидной добавки.

В процессе работы студенты выявляют возможную фунгицидность используемых отходов и далее вероятность придания грибостойкости строительному композиту, содержащему анализируемый отход. Такие эксперименты, осуществляемые путем высева на поверхность отхода и готового материала суспензии гриба Aspergillus niger, знакомят студентов с основами биологических методов контроля при выявлении долговечности строительных материалов. В завершении этого этапа исследований учащийся должен оценить и дать сравнительную характеристику грибостойкости созданных композитов и контрольных образцов, а также выявить характер изменения физико-механических свойств поврежденных грибом материалов.

Важно заметить, что применение различных исходных веществ, а тем более техногенного сырья, для получения строительных материалов требует тщательной проверки их возможного токсического воздействия на живые организмы. На следующем этапе работы студенты учатся оценивать токсичность созданных композиционных материалов методом биологического тестирования. Основным показателем токсичности в проводимом эксперименте является выживаемость чрезвычайно чувствительного тест - объекта - рачков рода Daphnia в среде водных вытяжек из полученных строительных образцов.

1 2