Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологический мониторинг малых рек и озер силами детей и подростков

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МАЛЫХ РЕК И ОЗЕР СИЛАМИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

В течение полутора лет выполнялся проект «Изучим экологию малых рек и озер (Живая вода)», поддержанный Британским Советом. Его целью являлось изучение экологического состояния малых водных объектов России путем вовлечения в природоохранную деятельность учащихся школ на базе разработанных в рамках проекта методических материалов и их апробации на пилотных объектах в регионе Верхней Волги.

Почему была сформулирована такая цель? Причин несколько.

Во-первых, воспитательная. Экология, по мнению крупнейших российских ученых (Н. Моисеев, А. Яншин, Н. Лаверов и др.) является ключевой дисциплиной в школьном образовании. Они синтезирует практически весь естественно-научный цикл обучения и имеет ярко выраженную цель – сохранение на земле экологического благополучия.

Во-вторых, образовательная: ничто так не способствует овладению теоретическими знаниями, как практическая деятельность, основанная на этих знаниях. В рамках проекта было запланировано широкое проведение экологических исследований на малых водных объектах в Переславском районе Ярославской области.

В-третьих, из всех объектов окружающей среды малые реки и озера – наиболее распространенные и наиболее доступные. Это как бы капиллярная сеть природной среды. Природные воды являются показателем общего состояния окружающей среды, поэтому неблагополучие в экологическом состоянии водных объектов, как правило, свидетельствует об общем экологическом неблагополучии региона.

Наконец, практически в каждом селе, поселке, городке есть школа с учителями биологии, географии, химии, для которых экология – «свой предмет».

В г. Переславль-Залесский находится дирекция Национального парка «Плещеево озеро» (директор Ю.А.Чаплин), где имеются квалифицированные экологи, химико-аналитическая лаборатория, хорошая экологическая библиотека. Здесь же – одно из лучших средних специальных учебных заведений Переславский кино-фотохимический колледж (директор Н.И. Лепихин). Организационную помощь реализации проекта оказывала Администрация района (Е.К. Шадунц).

В работу по проекту удалось вовлечь десятки энтузиастов-экологов в г. Переславле-Залесском и населенных пунктах Переславского района. Это в основном учителя – экологи, биологи, географы. Сформировалась цепочка: учителя, проводившие экспедиции в летом 2000 г. привлекли к работе своих коллег-учителей в 2001 г. Но не только. Это методисты и организаторы Станции юных туристов, клуба «Серая сова» (Л.В. Воробьева).

Для проведения экспедиционных работ к лету 2000 г. нами были подготовлены «Методические рекомендации для проведения исследований экологического состояния малых водных объектов». В достаточно сжатой форме мы изложили основы проведения физико-географических, метеорологических, гидрометрических, гидрологических, гидрохимических и гидробиологических наблюдений, основные правила техники безопасности, принципы составления отчета по экспедиции, словарь терминов.

Увы, в настоящее время многие малые водные объекты находятся в неблагополучном состоянии. В этом, как правило, виноват человек, сваливая в воду мусор, распахивая береговую зону, выгоняя коров на водопой там, где удобно пастуху. Часто мы видим, как на берегу моют машины, перегораживают реки сетями, сваливают весной в реки навоз с ферм.

Надо понять, чем «больны» наши реки. Некоторые болезни можно определить в ходе обычной прогулки или небольшой экспедиции. Например, свалки мусора на берегу и в русле, канавы, по которым поступают загрязненные стоки, места (обычно возле дорог и мостов), где автомобилисты моют машины и др., заболоченные участки прудов и озер, нефтяные пятна или мусор на поверхности воды, цветение воды. О многом может свидетельствовать водная растительность.

Дети обычно легко находят эти нарушения естественного состояния водных объектов, они чувствуют себя следопытами. Если при этом учитель или другой руководитель пояснит, почему для реки опасно то или иное нарушение, чем оно вызвано, то можно считать, что эти дети далее сами не будут допускать таких нарушений.

Следующий этап изучения водного объекта связан с проведением химических и биологических исследований. Это более сложная часть работы, и ее можно проводить с более старшими школьниками, начиная с 7 класса.

1 2