Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Совершенствование платежей за загрязнение - приоритетное направление охраны водных ресурсов в экологически неблагоприятных регионах

Бромдихлор

метан

0,0001

0,13

1,3×10-5

Мышьяк

1,77×10-5

1,75

3,1×10-5

Сумма

---

---

2,82×10-5

 

Неблагоприятная ситуация со сбросом сточных вод требует поиска эффективных способов охраны водных источников от загрязнения, что может быть достигнуто использованием административных, технологических или экономических методов. Современные административные методы, обеспечивающие реализацию общей экологической политики государства, в частности, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологический аудит и лицензирование, а также традиционные в форме прямых запретов, штрафов, санкций в условиях рыночной экономической системы малоэффективны ввиду несогласованных действий органов власти и дублирования их функций. Наименьшее распространение получил рынок экологических товаров (работ, услуг), для функционирования которого немаловажное значение имеет организация экологических банков «излишков» загрязнения, торговлю которыми можно апробировать в экологически напряженных регионах России [3].

Использование технологических методов, основанных на внедрении мало- и безотходных технологий в настоящее время затруднено в связи с недостаточным финансированием многих соответствующих проектов и разрушением всей инфраструктуры научно-исследовательских отраслевых институтов.

Наиболее реальными к осуществлению на современном этапе развития экономики являются экономические методы, обеспечивающие предприятию мотивацию минимизировать объем загрязнения. Несмотря на это, в большинстве случаев экономическое стимулирование природоохранной деятельности, как одно из направлений экономических методов, [4] не всегда ориентирует предприятия на уменьшение вредного воздействия. Поэтому возможным способом финансового обеспечения природоохранных мероприятий может стать переход от стимулирующих к компенсационным формам экономического управления [5,6] в виде корректировки платежей за загрязнение водных источников.

Существующие платежи за загрязнение окружающей среды (в том числе водных источников) неэффективны как компенсация экономического ущерба, так как не обеспечивают выполнение своей функции. В результате предприятию легче осуществить платежи, чем внедрять капиталоемкие мало- и безотходные технологические процессы.

Проведенный анализ экономического ущерба и платы за загрязнение окружающей среды по крупнейшим химическим предприятиям г.Кемерово (АО «Азот», АО «Кокс» и АО «Химпром») за 1995-2000 гг. показал, что наибольший разрыв данных показателей имеет место при платежах в пределах допустимого сброса и экономический ущерб компенсируется в минимальной степени. В таких условиях становится необходимым разрешить противоречие между минимальным размером платежей за сброс веществ в пределах допустимых нормативов и максимальным соотношением между величинами экономического ущерба и платы за загрязнение в такой ситуации.

Для разрешения данного противоречия предлагается корректировка нормативов платы в пределах допустимых сбросов путем учета увеличения суммарного индекса загрязнения водного источника:

 

DJ = J1 – J2 , (1)

 

где J1 – суммарный индекс загрязнения ниже города;

J2 – суммарный индекс загрязнения выше города.

Каждый из индексов загрязнения J1 или J2 рассчитывается на основе четырех показателей: органолептического, санитарного, токсикологического, бактериального [7]. За последние два года изменение индекса загрязнения характеризуется значительными величинами 3,965 и 1,971, что свидетельствует об экологической деградации р.Томи в пределах г.Кемерово [1,8], причем максимальный вклад в такое загрязнение вносят вещества органического происхождения. При таком подходе скорректированный норматив платы в пределах допустимых выбросов (НПлi) составит:

 

НПЛi = НПЛпдсi [1 + DJ × ( MФi / ПДСi )], (2)

1 2 3