Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Пути реализации смешанной модели экологического образования в гимназии

В настоящее время экологическое образование является одним из актуальных направлений развития системы образования в целом. Знаниями о взаимоотношениях общества и природы должен владеть каждый выпускник общеобразовательного учебного заведения, независимо от того, кем он хочет стать и какую профессию собирается получить.

Государственной нормой образованности становится экологическая ответственность каждого человека. Она означает понимание человеком своей меры свободы в отношении с окружающей средой. Формирование экологической ответственности каждого жителя Земли является целью экологического образования. Экологическое образование – это особая образовательная область, в которой высшей ценностью является сохранение жизни на Земле [1].

Исходя из этого, муниципальная гимназия №3 города Белгорода считает экологизацию образования и воспитания одним из приоритетных направлений своей работы. В гимназии осуществляется смешанная модель экологического образования, которая предполагает экологизацию содержания традиционно сложившихся учебных предметов (биологии, химии, географии, физики, истории, литература и др.), а также включение в учебный план специальных курсов экологии для профильных классов [2, 3].

Гимназия развивает культурологическое направление в образовании учащихся. В учебный план включены такие учебные предметы как культура быта, потребительская культура, экономика, валеология, экология. Экологическое образование – это необходимый элемент общей культуры человека.

Современная экология – это универсальная, интегративная, комплексная наука. Она давно вышла за рамки биологии и тесно связана с целым рядом смежных наук: геологией, химией, физикой, метеорологией, медициной и др. Экология проникает в естественные, технические и гуманитарные науки [4].

В нашей гимназии осуществляется непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования. Каждый предмет учебного плана вносит свой вклад в формирование экологической грамотности ученика. Например, в курсе биологии даются не только основные понятия общей (классической, или биологической) экологии (экологические факторы, экосистемы, биогеоценозы и др.), но и дополнительные сведения из экологии растений и животных. Изучаются растения – индикаторы чистоты водоемов и атмосферного воздуха. Химия рассматривает технологию отдельных химических производств (например, аммиака, серной кислоты и других веществ) в свете охраны окружающей среды. География изучает основы рационального природопользования, бережного и эффективного использования природных ресурсов, сохранения ландшафтов. Она тесно связана с географической, или ландшафтной экологией (геоэкологией). В различных разделах курса физики также уделяется внимание экологическим аспектам изучаемых явлений, например, рассматривается влияние шума, ультразвука, электромагнитных волн, радиоактивного излучения на здоровье человека. Уделяется должное внимание созданию технических устройств, не приносящих вреда окружающей среде. Химия и физика имеют прямое отношение к промышленной (инженерной) экологии, являющейся одним из направлений прикладной экологии. Промышленная экология изучает воздействие предприятий на окружающую среду.

Не только предметы естественного и физико-математического циклов, но и гуманитарные науки имеют большие возможности для формирования экологического мировоззрения учащихся. И эту возможность учителя широко используют. Литературные произведения дают яркие примеры воспитания бережного отношения к природе, ко всему живому на Земле. Приведем примеры высказываний некоторых писателей и поэтов о необходимости сохранения природы и гармоничных отношений человека с ней. И. Тургенев: "Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей, он сын ее". М. Пришвин: "Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю этой воде. И пусть в воздухе будет кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей - не лес".

 

 

Ф. Тютчев:

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

1 2 3