Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Пути реализации смешанной модели экологического образования в гимназии

 

Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

Социальные науки (история, обществознание, экономика) также вносят свой вклад в развитие экологического мышления учащихся. В курсе истории можно давать понятия исторической экологии, показать взаимосвязь истории общества и природы, взаимодействие природы, человека и общества на различных этапах развития - от древних до современных цивилизаций. Обществознание имеет возможность формировать понятия социальной экологии, рассматривая взаимодействие общества с природной средой, систему "природа-общество" на различных уровнях – локальном, региональном и глобальном. Социально-экологическая политика направлена на охрану и оздоровление окружающей природной среды, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Учащиеся выполняют рефераты по истории международного экологического движения, правовым основам экологии, законодательным актам. В курсах экономики и потребительской культуры рассматриваются социально-экономические аспекты экологии, такие вопросы, как плата за использование природных ресурсов, борьба за устойчивое развитие экономики, культура потребления и др. Экономика уделяет внимание взаимосвязи экономических проблем [5]. Погоня за экономической выгодой не должна наносить вред окружающей среде. Учитель на конкретных примерах показывает оптимальные пути решения этих проблем, например, использование всрытных пород при добыче полезных ископаемых одновременно решает и экономические, и экологические задачи.

Помимо экологизации содержания отдельных предметов, с 1994 года в гимназии введен специальный курс "Основы химической экологии" для 9-10 классов химико-биологического профиля. Преподавание ведет учитель по авторской программе. Главной отличительной особенностью этого курса является достаточно высокий научный уровень с конкретизацией теории на примерах экологического состояния окружающей природной среды Белгородской области. Данный курс дает краткую историю экологии как науки, характеризует научные направления современной экологии. Он рассматривает взаимосвязь химии и экологии, проводит сравнительный анализ различных источников загрязнения окружающей среды: автотранспорта, энергетики, горнодобывающей, металлургической, нефтедобывающей, нефтехимической, химической отраслей промышленности и промышленности строительных материалов. Изучая химическую экологию, учащиеся рассматривают поведение и трансформацию основных веществ-загрязнителей в окружающей среде (атмосфере, гидросфере, почве) и влияние их на живые организмы (человека, растения и животных). Курс химической экологии показывает роль химической науки и промышленности в разработке малоотходных, безотходных технологий и эффективных мер защиты окружающей среды. В данном курсе большое внимание уделяется экологическим проблемам родного края.

Успешное усвоение курса экологии, особенно практической части, обеспечивается параллельным изучением гимназистами "Основ химического анализа" (в качестве учебного предмета "Технология") на базе кафедры органической химии Белгородского государственного университета по авторскому варианту программы. Учащиеся овладевают методами качественного и количественного анализа (гравиметрия, титриметрия, pH-метрия и др.). Полученные учащимися знания и умения по методам анализа являются определяющей базой для проведения ими экологических исследований окружающей среды. Такие исследования гимназисты проводят во время летней полевой экологической практики. Исследования на более высоком уровне они выполняют в школьном научном обществе учащихся (НОУ) "Поиск". Объектами экологического исследования являются атмосферный воздух, природные воды, почва и флора города Белгорода и ближайшего пригорода. Некоторые исследования проводятся в форме мониторинга.

Приведем примеры исследовательских работ учащихся по экологии:

·       исследование атмосферных осадков и их влияние на растения в районе предприятия "Стройматериалы";

·       мониторинг кислотно-основных свойств атмосферных осадков в городе Белгороде;

·       исследование радиационного состояния биосферы и техносферы города Белгорода;

1 2 3