Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологизация сознания как непрерывный образовательный процесс

 

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Человек появился на Земле сравнительно недавно, но за свою историю успел совершить огромные преобразования во всей сложной системе взаимодействующих элементов, из которых состоит окружающая среда.

Экологическая ситуация стремительно ухудшается, и как долго Земля сможет воспроизводить приемлемую для человека среду обитания – неизвестно. Развитие цивилизации, безусловно, нарушает естественный ход процессов, протекающих в природе. Но оно же вооружает нас знаниями, позволяющими в какой-то степени нейтрализовать наше собственное воздействие.

Еще в начале ушедшего (ХХ) века В.И. Вернадский писал о том, что человечество превращается в единую мощную всесветную силу, под воздействием которой загрязнение и разрушение природной среды станут глобальными.

Отличительной чертой современного периода является масштабное использование энергии. При современном уровне развития промышленности в мире технологическая энергетика создает и трансформирует огромное, если рассматривать планету в целом, количество энергии. Около 70% добываемых полезных ископаемых в мире составляют энергоресурсы. И надо отметить, что в высокоразвитых странах количество потребляемой на душу населения энергии в 30 раз превышает уровень, существовавший до промышленной революции. На фоне нехватки собственных природных ресурсов они стремятся захватить мировые рынки сбыта полезных ископаемых, прежде всего нефти, угля, металлических и полиметаллических руд и т. д., объявляя их зоной национальных экономических интересов. Малейшие "сбои" в этих зонах приводят к тяжелейшим, прежде всего энергетическим и экономическим кризисам. В масштабах планеты объем энергии, используемой на нужды общества, удваивается в два раза быстрее, чем население. Следовательно, можно говорить о соизмеримости техногенного энергетического потенциала с энергетическим потенциалом Земли естественного происхождения, особенно на урбанизированных территориях. В конечном итоге такой путь развития губителен для людей: все большее число стран, переходя в стадию экономически высокоразвитых государств, с одной стороны, будет вынуждено вступать в конфликты из-за ресурсов, а с другой - все более интенсивно эксплуатировать ресурсы слаборазвитых стран. В настоящее время в мире отмечается ресурсная напряженность, которая обусловливает необходимость перехода человечества к системному ресурсному мышлению.

Экологическая обстановка в современной России является отражением общего неблагополучия, связанного с нагрузкой на биосферу и ускоряющимся истощением природных ресурсов. Сегодня очевидна необходимость перехода к сбалансированному развитию, что предполагает реализацию программы переустройства всей страны, и в первую очередь, экологически ориентированной системы хозяйствования. Однако, эффективных результатов можно ожидать лишь в том случае, если экологическое сознание станет массовым.

Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование.

В настоящее время, несмотря на декларируемую всеобщность и непрерывность экологического образования, оно представляет собой область узко профессиональной деятельности. Большая часть общества не имеет четкого представления о его цели, задачах, методах и содержании.

Уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и экономия природных ресурсов в интересах будущего человечества и биосферы должны стать одной из основных общественных ценностей, одними из главных мотивов, определяющих поведение людей. В числе индикаторов успеха: сбалансированное потребление в быту и на производстве ресурсов и энергии; уменьшение загрязнения окружающей среды и производства отходов; сохранение имеющихся объектов живой природы и, таким образом, уменьшение риска для собственной жизни и жизни других людей. Приоритетными должны стать разработка теоретических, методических, справочных, информационных материалов; разработка, адаптация и опробование методик, учебных программ и проектов в области образования для решения экологических проблем, основанных на принципах учета отечественного и мирового опыта, многообразных культурно - философских идей, гуманистической психологии; выработка неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем.

1 2