Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Реализация принципа преемственности в содержании

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭКОЛОГИИ

 

Согласно Закону Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” овладение минимумом экологических знаний является обязательным для всех дошкольных, средних и высших учебных заведений (ст.74, р. XI). Поэтому экологическое образование должно полноправно войти в систему образования.

В 1994 г. Госкомвузом России было утверждено два новых направления высшего образования: “Экология и природопользование” в университетах; “Защита окружающей среды” в инженерно-технических вузах. Проведена работа по подготовке образовательных программ по данным направлениям. Но открытия новых специальностей оказалось недостаточно. Процесс экологического воспитания и образования должен охватывать все образовательные ступени, т.е. быть непрерывным. Задача довольно сложная, т.к. экологическая подготовка на школьном этапе не регламентирована государством.

Развитие экологического образования не может стоять на месте. В некоторых регионах России (Удмуртия, Кемеровская область, Санкт-Петербург, Москва, Красноярск) разработаны региональные концепции и программы развития непрерывного экологического образования. В Приморском крае такая концепция отсутствует. Как показывает практика внедрения региональных систем непрерывного экологического образования, наиболее трудной и неразработанной проблемой оказалось конструирование содержания программ различных этапов обучения, имеющих преемственное фундаментальное содержание.

Для решения данной проблемы нами подготовлена буферная программа для довузовской подготовки учащихся по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”, в которую включается вузовский учебный материал (в адаптированной форме). Программа была апробирована в классах образовательного округа Дальневосточного университета. Содержание программы сложное, поэтому использовать ее желательно в специализированных классах. Рассчитана на 3 года обучения. Она знакомит с основными элементами биосферы, количественными методами определения показателей природной среды. Включены разделы “Продукты питания, Промышленная экология, разделы экологического знания, рассматривающие современные проблемы взаимоотношений человека и общества. Но такие программы необходимы, т.к. они позволяют в ходе апробации отобрать учебный материал, доступный и понятный большинству учащихся. На основе этого материала возможно создание различных программ профильной подготовки и программы общего экологического образования. В ходе таких действий выполняются принципы демократизма и всеобщности (разнообразные группы учащихся охвачены экологическим образованием), вертикальной интеграции (программы согласованы), горизонтальной интеграции (профильные программы и общие программы построены на основе буферной программы), связи программы с потребностями общества (программы направлены на подготовку по специальности), вариативности (несколько вариантов программ), преемственности, единства общего и профессионального образования (общая программа строится на основе профессиональной).

На сегодняшний день, когда предмет “Экология” не включен в инвариантную часть учебного плана общеобразовательных учреждений, экологическое образование можно реализовать через введение в учебные планы школ профильных курсов. Такие курсы готовят учащихся к обучению по специальности и рекомендованы на старшей ступени обучения. На основе анализа содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин подготовки по специальности и апробации буферной программы нами был подобран учебный материал для программы подготовки учащихся по специальности “Лаборант - эколого - аналитик” через образовательную область “Технология”. Программа интегрирует знания по химии, физике, экологии и, вместе с этим, дает специальную подготовку. Практические работы, решение расчетных задач прикладной направленности занимают в программе 70% времени. Разделы программы распределены по трем областям: техника лабораторных работ, аналитическая химия, химическая экология. Во время выполнения практических работ учащиеся самостоятельно планируют, организуют свою работу, корректируют каждый этап. При этом достигается основная цель образовательной области “Технология”- подготовка к самостоятельной трудовой деятельности и профессиональное самоопределение. Программа на протяжении успешно апробируется в классах образовательного округа ДВГУ.

Результаты анкетирования учащихся показали, что программа достаточно полно раскрывает цели и задачи специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”. Больше половины учащихся высказали мнение, что программа достаточно ориентирует на профессиональную деятельность. Подготовленный учебный материал, по мнению 75% учащихся, доступен и понятен. Такой же процент учащихся в ходе занятий обучился самостоятельно принимать решения, организовывать свою экспериментальную работу. Очень важно, что большинство учащихся (87,5%) заинтересовала исследовательская работа. Основным результатом является то, что на протяжении трех лет от 25% до 33% обучаемых из группы довузовской подготовки становятся студентами факультета прикладной экологии ДВГУ и других вузов города, имеющих экологические специальности. Опрос студентов I курса показал, что 91% из них считает, что профессиональная ориентация необходима, по мнению 64%- она помогает при дальнейшем обучении на факультете. В целом довузовскую подготовку на факультете прошли 362 ученика.

1 2