Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологическая культура молодежи

Кризисом общества объясняют многие наши беды: плохое настроение, здоровье, падение продолжительности жизни населения России и др. По мнению многих, этот кризис отражается и на состоянии окружающей среды, от которой во многом зависит наше здоровье. Ведущая медицинская теория причин заболеваний – экологическая. Можно выделить факторы, влияющие на здоровье, а так же их иерархию. Эти факторы рассмотрены в различных литературных источниках. Так, по данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова [1], факторы, в большей мере, влияющие на здоровье следующие: образ жизни - 50%, экология - 20-25%, наследственность - 20%, здравоохранение - 10%.

В древности экология была нормальной, однако, проблемы у людей были всегда, жизнь всегда была связана с преодолением трудностей, а древнему человеку приходилось спасаться от хищников, его мучили инфекционные заболевания. В современности изменилась структура стрессовых факторов, разрушающих здоровье человека, но в благополучных обществах люди все же болеют. Возможно, вскоре медицина найдет лекарство от СПИДа, рака и др. неизлечимых болезней, однако если человек нездоров, он умрет от другой причины тогда, когда ему суждено умереть. Интересно то, что причины смерти как бы «договариваются друг с другом». У Гаврилова [2] приведен интересный пример этому. Большой выборке людей, которые перенесли инфаркт миокарда, давали препарат, выводящий холестерин из организма. В ближайшем будущем эти люди не должны были умереть от повторного инфаркта. Тем не менее, продолжительность жизни этой выборки не увеличилась. Они умерли в те же сроки, но…от других причин.

Основная причина болезней человека и всего общества в падении уровня культуры: экологической, валеологической и, прежде всего, общей культуры. Как говорил Порфирий Иванов: «Страшнее не та грязь, что снаружи, а та, что внутри». К этому можно добавить: от уровня нашей общей, валеологической и экологической культуры зависит чистота экологии и наше здоровье. В чем же выход из кризисной ситуации? Выход может быть в воспитании этой культуры у людей и, прежде всего, у молодежи, в воспитании правильной системы ценностей, в формировании приоритетных ценностных ориентации к здоровью и природе, в выведении на первые места в ценностной структуре личности общественных ценностей. В основе любого действия человека всегда лежат его ценности. Структура ценностей разных людей может сильно отличаться. От этой структуры зависят психологические качества человека, а также его поведение. Существуют и обратная связь. Недостаточный уровень культуры оказывает негативное влияние на всю жизнедеятельность человека, от него зависит уровень удовлетворения потребностей. Этот уровень культуры оказывает влияние на окружающих.

Молодежь должна понять свою связь со всем мирозданием. Молодежь особо нуждается во внимании. Обратив внимание на данную возрастную категории лиц, можно укрепить экологический потенциал планеты и потенциал здоровья населения. Молодежь представляется особенно важной и восприимчивой к просветительской работе. Работа с молодежью имеет смысл и еще по одной причине. Чаще всего в юности закладываются вредные привычки – основа будущих заболеваний, ибо в молодом возрасте закладываются неверные ценностные установки. Необходимо сформировать активные установки у молодежи на здоровый образ жизни и сохранение окружающей среды.

В воспитании человека большую роль играют как родители, так и педагоги. Воспитательные порывы взрослых не должны расходиться с их собственным поведением. Обучая детей и молодежь, учитель должен сам сознавать ценность здоровья и природы. Нельзя отучить курить кого-то с сигаретой в зубах! Поэтому преподавателю нужно время от времени оценивать свой авторитет. Ученики и учителя всех специальностей должны овладеть валеологической грамотностью. Необходимо формировать потребность в изучении валеологии, желательно комплексное осуществление этого процесса в единстве духовных и физических сил и обеспечение связи теории и практики. Работа должна идти как с физическим аспектом, так и духовным.

У молодежи ценности неустойчивы. Происходит ориентация то на ценности педагогов, то на ценности сверстников. Поэтому педагоги должны контролировать круг общения ребенка и подростка. Правильная шкала ценностей должна быть и у самого педагога. Старшеклассник, да и студент не обойдется без позитивного примера со стороны родителей, а также школьных и вузовских педагогов. Для формирования ценности «здоровье» и любви к природе нет каких-то специальных рецептов и правил. Все зависит от обстоятельств, времени и места действия. Но, разум ученика должен быть готов к восприятию идеи учителя о здоровье человека и здоровье окружающей среды. При этом должен применяться возрастной подход. Ребенку с раннего возраста необходимо внушать, что хорошо и что – плохо. Нужно использовать уже имеющиеся ценности и постепенно подставлять более значимые и полезные на место менее значимых ценностей.

1 2 3