Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

О состоянии и проблемах экологического образования

О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В настоящее время существует много определений науки экологии. Одним из самых интересных, адаптированных для детей, является определение Н.Н. Вересова: «Экология – наука о Доме», причем в качестве дома выступает Земля. В широком смысле слова «экология» означает стратегию выживания человечества в условиях его все более несбалансированного взаимоотношения с окружающей средой. Природа и Человек, Природа и Общество – это две системы, обладающие динамичностью, испытывающие стремление к развитию в двух противоположных направлениях - порядку и хаосу. Соответственно и процессы в этих системах идут в двух противоположных направлениях. Человек, как часть общей экосистемы – биосферы, подвергается тем же биологическим воздействиям, что и любой другой организм. Но он и сам развивается в двух противоположных направлениях, и соответственно воздействует на природу, будь то тенденция к разрушению или созиданию. К сожалению, созидательная его роль зачастую сопровождается разрушением среды обитания, например, опустошением значительной части лесных массивов, изменением природных процессов и т.п. Природа, в свою очередь, предпринимает «шаги» по сокращению численности населения, к числу которых относятся и опустошительные эпидемии, и изменение климата. К большому сожалению, во многих случаях виноват в кризисных ситуациях опять-таки человек. Общество вынуждено постоянно решать противоречие как удовлетворить свои все возрастающие естественные и социальные потребности. Отсюда – беспощадная эксплуатация различных экосистем и биосферы в целом, во время которой мы совершенно не задумываемся о законах ее функционирования.

Рассуждения на тему опасности аномальных изменений природы встречаются во многих статьях современных ученых. Произвольные, не согласующиеся с законами биосферы действия ведут к значительному ухудшению ее состояния. К числу отрицательных последствий относится и тип воспроизводства населения России, при котором смертность преобладает над рождаемостью, что безусловно угрожает существованию народа. Вторая сторона проблемы заключается в необходимости вносить коррективы в свое отношение миру природы. Выход из данного положения связан с подготовкой людей к грамотному научно-обоснованному взаимодействию с природой. А это достигается процессом экологического образования.

На сегодня существует большое число всевозможных изданий по экологии – от детской до серьезной справочной литературы. Однако заметных сдвигов в этом направлении еще не заметно. Разумеется, школы и детские сады, целенаправленно работающие в области экологического образования, дают своим детям достаточно хорошие знания и воспитывают у многих ответственное отношение к природе. Однако, это положение справедливо далеко не для всех ДОУ и школ. В первую очередь страдают областные образовательные учреждения. Причины создавшегося положения могут быть разные. Во-первых, что особенно важно, недостаточная подготовка педагогических кадров в области биологии и экологии. Во-вторых, господствующие в общественном сознании представления о том, что человек – «царь природы», и как таковой может делать с ней все, что ему вздумается. В-третьих, экологическая безграмотность и равнодушие населения. В-четвертых, безнаказанность тех, кто нарушает законы охраны природы, как на бытовом, так и на производственном уровне. В самом деле, нередко мы видим, что из выхлопной трубы машины идет дым или водители моют ее в реке. Не следует забывать и о тех «грязных» производствах и складах отходов, которые стремятся разместить у нас западные страны. Однако мы безразлично проходим мимо, поглощенные собственными делами. В-пятых, период перестройки экономики на капиталистический лад, в результате которого даже скромные успехи, достигнутые за годы советской власти, оказались под угрозой. В-шестых, недостаточное финансирование учреждений, занимающихся экологическим воспитанием.

Рассмотрим влияние важнейшего из перечисленных факторов. Наши исследования показали, что состояние экологических и биологических знаний выпускников школы и студентов факультета педагогики начального и дошкольного образования (особенно дошкольного отделения) оставляют желать лучшего. Проведенный опрос в двух группах студентов набора 2001 г. выявил, что большинство из них не дифференцируют понятия «дыхание» и «потребление СО2 в процессе фотосинтеза». Ответы распределились следующим образом:

«это тот же самый процесс, растения дышат СО2» - 63,6 % и 66,7 %,

затруднились с ответом - 36,4 % и 33,3 %,

«нет, растения не дышат СО2». - 9,1 % и 0 %.

1 2