Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

К вопросу о необходимости изменений в системе экологического образования

В последние годы активно обсуждаются различные точки зрения на преодоление экологического кризиса.

Наиболее обоснованной представляется идея «вписания» человека в природные круговороты. Согласно ей у биоты нет резервов для самовосстановления, все экосистемы в той или иной степени подвержены разрушению, а поскольку человек не в силах просчитать все последствия своих воздействий на сложные природные экосистемы, то на некоторые потенциально опасные виды его деятельности должны быть наложены запреты [1].

Современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Лозунг «Не стоит ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!» до сих пор живет в умах большинства людей. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами [2]. Необходима новая стратегия развития человечества, основанная на кардинальном изменении системы ценностей и картины мира в сознании людей.

Отсюда вытекает закономерный вывод о необходимости создания эффективной системы экологического образования. Ведь именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия и предложить варианты выхода из неблагоприятной ситуации [2].

Старая «информационная парадигма» образования перестает удовлетворять потребности меняющегося общества. При возрастании объема знаний учащиеся все меньше знают и все хуже пользуются своими знаниями на практике. Жизнь стала чрезвычайно динамичной. Она сталкивает нас с немыслимыми ранее проблемами, справиться с которыми, опираясь только на старое знание и указки сверху, невозможно. К такого рода проблемам относится и экологическая тематика, которая преподносит нам такие «странности» как озонные дыры и глобальное потепление, трансгенные продукты и клонирование человека. В последнее время все более заметны тенденции к созданию новой образовательной парадигмы, суть которой состоит в сосредоточении основных усилий не на усвоении объема информации на обучении людей самостоятельно мыслить и, соответственно, иметь возможность вовремя приспособиться к стремительно меняющейся жизни [3].

Указанные тенденции затронули и некоторые аспекты экологического образования, основанного зачастую только на передаче знаний о природе и человеке, о предотвращении опасностей радиационного, химического и другого загрязнения среды и не способного переломить природопокорительную направленность мировоззрения значительной части общества. Любые экологические проекты обречены на саботирование людьми, чье миропонимание антиэкологично [2].

Решить задачу формирования экологического сознания людей можно лишь в рамках непрерывного экологического образования и воспитания, дискуссии о котором ведутся достаточно давно.

Так в дошкольном и младшем школьном возрасте обучение предлагается строить на эмоционально-образном подходе, ведь формирование отношения к природе должно начинаться с воспитания эстетических чувств к ней.

В средней школе целесообразен уровень природоохранных и системных экологических знаний, которые должны подкрепляться действиями, формирующими навыки и личный опыт общения с природой. Большую роль в этом деле могут и должны сыграть учреждения дополнительного образования. Так, на прошедшем недавно в Красноармейске 3-м Международном фестивале «Дети и экология. XXI век» многие отметили представленную Центром дополнительного образования детей города Калуги программу «Мы – соавторы природы!» [4]. Автор программы – С.В. Щербакова совместно со специалистами национального парка «Угра», устроили экологическую тропу для школьников. Собирая в лесу дары природы, с помощью своей фантазии и нехитрых инструментов ребята творят образы того, что удалось разглядеть в природном материале. Главное в этом простом, но важном деле – формирование личности, в сферу этических норм которой включена природа. Кроме этого, участники программы развивают свои творческие способности, учатся дружить, доброжелательно относиться к людям, животным, растениям, помогать друг другу, замечать красоту вокруг себя и преумножать прекрасное.

1 2