Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Социально-экономические изменения последнего десятилетия привели к существенным изменениям природоохранного законодательства.

УДК 349.6(47+57)

И.Е. Ильичев, А.Н. Ильин.

(БФСГИ, Белгород)

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО – НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЛОК

 

Социально – экономические изменения последнего десятилетия привели к существенным изменениям и в правовых основах природоохранной деятельности в Российской Федерации. Законодательно – нормативную базу этой деятельности условно можно разделить на международный, федеральный и региональные блоки. Предметом публикации является федеральный блок законодательно – нормативной базы природоохранной деятельности. Этот блок включает в себя действующие в стране законы, а также иные акты, издаваемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Природоохранная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" [1], и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Действующее законодательство включает в себя также: Земельный кодекс РФ [2], Водный кодекс Российской Федерации [3], Лесной кодекс РФ [4], Законы "О недрах" [5], "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" [6], "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" [7], Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" [8], "О радиационной безопасности населения" [9] и др.

Нормативная база Президента Российской Федерации включает указы и распоряжения, касающиеся концептуальных проблем устойчивого развития [10], государственной стратегии в области охраны окружающей среды [11], федеральных целевых программ (см., например, [12]), проблем экологической безопасности [13] и борьбы с экологическими правонарушениями [14], охраны и воспроизводства природных ресурсов [15]. В числе президентских документов также акты об особо охраняемых природных территориях страны [16-18], экологической безопасности деятельности некоторых, особо опасных отраслей промышленности [19], персоналиях [20] и международном сотрудничестве [21].

Правительство Российской Федерации своими постановлениями и решениями и распоряжениями определяет механизмы и порядок практической реализации природоохранного законодательства (см., например, [22]), предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [23], разработки и реализации федеральных целевых программ в области экологии и рационального природопользования [24], мониторинга окружающей среды [25-28], порядок народнохозяйственного использования природных объектов [29-32], разграничение полномочий с субъектами федерации в области природоохранной деятельности и природопользования (см., например, [33]), организацию информационного обеспечения [34, 35] и экологического просвещения населения [36]. Правительство устанавливает функции министерств и ведомств, ответственных за природоохранную деятельность в стране [37,38], порядок проведения экологических экспертиз [39], лицензирования деятельности в области охраны окружающей среды [40]. Согласно Конституции Правительство РФ наделено также полномочиями создавать специализированные комиссии [41], подписывать международные акты, в том числе по рассматриваемым проблемам, а также обязанностями по выполнению международных соглашений (см., например, [42-44]).

Нормативные акты природоохранной тематики издают также министерства и ведомства Российской Федерации. Эти акты (см., например, [45- 46]) имеют преимущественно специализированный, отраслевой характер, однако столь же обязательны к исполнению, как и все цитировавшиеся выше.

С учетом изложенного действующая законодательно – нормативная база природоохранной деятельности в стране превышает 7 тысяч актов.

 

Литература

1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1 (ред. от 10.07.2001)

1 2 3