Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологическое образование и воспитание в областном эколого-биологическом центре

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В ОБЛАСТНОМ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

 

XX век венчает целую эпоху. Он был насыщен бурными социальными событиями и фантастическими научно-техническими достижениями. Человек обрел техническое могущество. Безумное и безоглядное использование этой мощи привело к угрозе разрушения основ Жизни в биосфере. А поскольку человек остается частью природы, ситуация оказалась угрожающей для него самого. Чтобы выжить, человечество на пороге третьего тысячелетия вынуждено искать достойный ответ на «экологический вызов» цивилизации ХХ века.

В наши дни проблема выживания есть прежде всего проблема нравственности, духовного обновления, осознания единства человека и природы. Необходимо, чтобы подрастающее поколение вошло в XXI век экологически грамотным, с высоким уровнем экологической культуры, выработанными навыками экологического сознания и глобального мышления.

Какими качествами должен обладать человек XXI века, способный сохранить себя и свою планету?

Это прежде всего, должна быть личность, ответственная за свои действия, способная критически мыслить, саморазвиваться, умеющая использовать свои знания для творческого решения проблем. Подрастающему поколению предстоит переосмыслить и пересмотреть нравственные аспекты отношения к природе, сформировать экологическую культуру.

Особую роль в сложившейся ситуации играет имеющаяся современная система дополнительного образования, представляющая достаточно широкий выбор содержания, направлений и форм образовательного процесса.

В 1956 году была создана Белгородская областная станция юных натуралистов, которая стала центром воспитания подрастающего поколения во внеучебное время. Здесь школьники получили возможность проявить индивидуальную творческую самостоятельность, активность в научно-исследовательской, общественно-полезной, социально-значимой деятельности, расширить социальный и образовательный кругозор, повысить уровень образованности – как общей, так и предметной.

За 45-летний период своего развития в рамках юннатского движения созданы «зеленые» и «голубые» патрули, школьные

лесничества, учебно-производственные бригады. Накоплен опыт новых форм и методов экологического образования.

Наряду с традиционными кружками создаются клубы, объединения, мастерские, экологический театр, научные общества.

Начата опытно-экспериментальная работа по созданию образовательной системы, обеспечивающей более высокий интеллектуально-технологический и организационно-методический уровень организации образовательного процесса, создающего условия для подготовки биологически и экологически культурной личности.

В 2000 году областная станция юных натуралистов переименована в областной эколого-биологический Центр высшей категории.

Областной эколого-биологический центр является многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей, ориентированным на создание условий для получения учащимися знаний эколого-биологического, естественно-научного, краеведческого, эстетического профилей. Все виды образовательной деятельности областного эколого-биологического центра служат цели воспитания у школьников культуры общения с природным миром и миром, созданным человеком, культуры понимания процесса развития науки и техники, направлены на формирование устойчивого экологического мировоззрения, воспитания гражданских и нравственных качеств. Основные функции, которые осуществляет эколого-биологический центр: образовательная, воспитательная, организационно-методическая, информационно-просветительская.

Вся методическая работа строится по направлениям :

- создание банка данных по образовательным программам, реализуемым районными и городскими станциями юных натуралистов;

- адаптация существующих методик исследовательской, экспериментальной и опытнической работы для педагогов эколого-биологического направления;

- разработка и апробация авторских программ в области экологии, биологии, сельского хозяйства;

- повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования;

- проведение семинаров, курсов, консультаций;

- проведение областных итоговых мероприятий (слетов, олимпиад, выставок, конференций).

1 2 3