Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологическое образование и воспитание в областном эколого-биологическом центре

Деятельностью областного эколого-биологического центра координируется работа районных и городских станций юных натуралистов по направлениям: экология и охрана природы, лесоведение и лесоводство, цветоводство, овощеводство, животноводство, организация деятельности на учебно-опытных участках школ, организация деятельности ученических производственных бригад, общие вопросы образовательной и организационно-массовой деятельности учреждений дополнительного образования. Задачами содержательной деятельности ОБЛЭБЦ в целом, является совершенствование программного и методического обеспечения районных и городских станций юных натуралистов области, информационное обеспечение.

В настоящее время в области действуют 26 районных и городских станций юных натуралистов, в 1839 кружках которых обучаются 28,3 тысячи школьников (14 % общего контингента 1-11 классов области).

В области успешно работают 117 школьных лесничеств и 220 звеньев юных лесоводов, созданных при ученических производственных бригадах. Все вместе они объединяют около 7 тысяч учащихся. Для организации практической природоохранной деятельности учащимся лесохозяйственными органами выделено 10,5 тысяч гектаров лесного фонда.

Продолжается работа по участию школьников в реализации областной программы «Лес на склонах на 1999-2005 гг.» . Юными лесоводами совместно с работниками лесного хозяйства на площади свыше 1000 гектаров созданы лесозащитные полосы, питомники, ведется работа по уходу за посадками и сеянцами в питомниках, производится сбор семян.

В школах области насчитывается 652 учебно-опытных участка, общая площадь которых составляет 400 га земли. В структурах учебно-опытных участков школ имеются отделы биологии растений, экологические площадки, «Зеленые классы». Наличие этих отделов дает возможность непосредственно на школьной площадке изучать экологические особенности выращиваемых культур, жизненные формы и экологические группы произрастающих видов, проводить исследования отдельных организмов, популяций, биоценозов и экосистем.

В целях повышения значимости опытных участков в учебно-воспитательном процессе областным эколого-биологическим центром был проведен в 2001 году смотр-конкурс учебно-опытных участков образовательных учреждений области. Смотр-конкурс продемонстрировал возросшую роль опытнической и исследовательской работы, как одного из наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом.

Учащимися школ на своих учебно-опытных участках было проведено 2436 опытов, из них – 400 – по заданию ученых Белгородских высших учебных заведений, исследовательских учреждений, специалистов акционерных обществ, результаты 130 опытов внедрены в производство. Итогом работы школьников на учебно-опытных участках стали областная ярмарка-выставка выращенной учащимися сельскохозяйственной продукции и 3-я научно-практическая конференция юных опытников сельского хозяйства области, на которой были представлены дневники опытов, экологические исследования, рефераты, другие творческие работы учащихся. Областной смотр-конкурс определил 11 лауреатов, из них 7 – сельских учебно-опытных участков и 4 городских.

В области успешно функционируют 313 ученических производственных бригад и 187 производственных звеньев, объединяющих более 25,5 тысяч учащихся. Школьники продолжали работу по выполнению программы самообеспечения своих учреждений продовольствием. В последние годы все большее внимание в бригадах уделяется учебно-исследовательской работе по выращиванию экологически чистой продукции.

Ученические бригады стали прочной основой профессиональной подготовки старшеклассников. Прошедшие в мае XXVII областной слет ученических производственных бригад и конкурсы профессионального мастерства сельских школьников показали возросший уровень подготовки учащихся по сельскохозяйственным профессиям.

Важнейшим компонентом экологического образования в областном эколого-биологическом центре является приобщение учащихся к практической экологической работе в окружающей среде: полевая экологическая практика в форме однодневных экскурсий и многодневных практикумов на заповедной территории , в культурных ландшафтах, пригородных зонах, специально оборудованной территории (экологическая тропа), в условиях детских оздоровительных лагерей, экспедиций.

Сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдения за продолжительный период и прогноз экологической ситуации составляют сущность экологического мониторинга областного эколого-биологического центра и районных станций юных натуралистов. Практические экологические исследования дают школьникам и педагогам богатый материал, успешно используемый в творческих углубленных работах в кружках, на конференциях, олимпиадах, областных и Всероссийских конкурсах. Результаты работ школьников по оценке окружающей среды имеют большую социальную значимость благодаря комплексному подходу к оценке факторов воздействия независимости в выражении мнения.

1 2 3