Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Об экологическом образовании в Ивановском химико-технологическом университете

 

В современном мире наблюдается неуклонный рост техногенных катастроф, аварий, стихийных бедствий и террористических актов. Это связано не только с возрастанием антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, но с изменениями в психике людей. Часто техногенные аварии и катастрофы связаны с психофизиологическими факторами, а именно с незнанием основ экологической безопасности, безопасности труда, способов и средств предупреждения чрезвычайных ситуаций. Восполнение этого пробела возможно только за счет повышения эффективности обучения, в заинтересованности обучающихся в получении знаний.

Безопасность труда, экологическая безопасность и защита человека и среды его обитания в чрезвычайных ситуациях, основные компоненты дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», имеют единую методологическую и научную основу. Основными задачами этих составляющих дисциплины БЖД являются: идентификация опасности; прогнозирование возможности реализации опасности и оценка возможных нежелательных последствий ее проявления для человека и окружающей природной среды; разработка мероприятий по защите от опасности. Для повышения эффективности процесса обучения необходимо проектирование технологии обучения с учетом взаимосвязи дисциплин, составляющих основу безопасности жизнедеятельности., поиск новых технологий обучения, которые способствовали решению поставленных задач и обеспечивает непрерывную общеинженерную подготовку специалистов.

В процессе обучения необходимо сформировать общее представление об опасности как в техносфере, так и в биосфере и представление о том, как снизить возможность проявления опасности как естественного, так и антропогенного происхождения. Формирование у обучающихся экологического мировоззрения, знаний и навыков безопасного поведения при любом виде деятельности, в том числе и в чрезвычайных ситуациях - основная цель подготовки человека, приспособленного ко все возрастающей техногенной нагрузке на окружающую природную среду.

В докладе рассмотрены особенности технологии обучения безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности в Ивановском химико-технологическом университете (ИГХТУ).

В ИГХТУ имеют место две формы экологического образования: специальное и общее. Подготовка инженеров-экологов по специальности 32.07.00 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» проводится на специальной кафедре «Промышленная экология» с 1988 года. А общее экологическое образование для студентов всех других специальностей обеспечивают преподаватели кафедры «Общая химическая технология и экология». Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях студенты изучают на военной кафедре. Далее пойдет речь об общем образовании студентов всех других специальностей по экологической безопасности и безопасности труда .

В ИГХТУ подготовка специалистов проводится по многоуровневой системе: это и подготовка инженеров-технологов, инженеров-механиков, бакалавров, магистров, химиков-исследователей в рамках высшего химического колледжа РАН, менеджеров-экономистов и т.д. Обучение студентов вопросам экологической безопасности и безопасности труда проводится раздельно в виде дисциплин «Экология» и « БЖД» в разное время, в разном объеме и с разными формами отчетности.

Ведущим принципом технологии образования в ИГХТУ является принцип единства знания и деятельности, суть которого состоит в том, что деятельность выступает как условие «востребованности» знаний, как фактор активности процесса получения знаний. Это достигается использованием системного подхода в технологии обучения, а именно оптимизацией структурных составляющих: содержания, формы, методов и средств обучения, видов контроля и корректирующих действий.

Основой технологии обучения являются требования к выпускнику по вопросам экологической безопасности и безопасности труда. Руководствуясь этим разрабатывается содержание обучения, которое может быть представлено в виде линейной последовательности формирования базы знаний на основе требований, предъявляемых к будущему специалисту. Каждый этап получения знаний представляет модуль в единой цепи технологии преподавания, включающий теорию, ее практическое применение для решения конкретной задачи, контроль по усвоению данного этапа и корректирующие действия. Например, при выполнении лабораторно-практических занятий по БЖД студенты:

1.        Во-первых, анализируют условия труда на конкретном рабочем месте с выявлением неблагоприятных факторов воздействия на человека и окружающую природную среду;

1 2 3