Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Об экологическом образовании в Ивановском химико-технологическом университете

2.        Во-вторых, проводят оценку степени воздействия неблагоприятных факторов (химических и физических) на человека и среду обитания;

3.        В-третьих, проводят оценку эффективности предлагаемых мероприятий и средств защиты человека и окружающей природной среды.

Такой комплексный подход обеспечивает организационное и содержательное единство в технологии обучения.

Активность обучающегося в процессе изучения экологической безопасности и безопасности труда достигается на основе принципа опережающей постановки задачи. Это создает предпосылки для самостоятельной работы студентов: поиск решения по разработанным методическим пособиям, и побуждает интерес к лекционному материалу. Соблюдение принципа качества подготовки специалиста решается применением поэтапного контроля в течение семестра.

Технология обучения включает не только стандартные формы-лекции, практические и лабораторные занятия, но и предполагает поиск новых форм: дискуссий, индивидуальных зачетных работ, деловых игр и др. Например, студенты выполняют индивидуальную работу по экологической безопасности и безопасности труда, которая согласуется с темой курсового задания по специальности. Эту работу можно выполнять самостоятельно по методическому пособию, но возникающие при этом вопросы решаются, как правило, при усвоении лекционного материала и при прохождении лабораторно-практических занятий. Эта работа позволяет объединить воедино ранее по лученные знания и показать студенту их практическую значимость. При решении конкретной задачи по оценке степени опасности как для человека, так и для окружающей среды последствий аварии, в результате которой в окружающуюся среду поступает токсичное и взрывопожароопасное химическое вещество студент реализует ранее полученные знания не только по « Экологии » и « БЖД », но и по другим дисциплинам. Конечной целью выполнения данного задания является подбор эффективных мероприятий по предупреждению и ограничению возможных последствий аварии. Данная работа не только позволяет студентам закрепить знания по экологии и по безопасности труда, но и приобрести навыки работы со справочной литературой и нормативно-технической документацией.

Заинтересованность обучаемых студентов в познании вопросов экологической безопасности и безопасности труда инициируется рассмотрением не только глобальных, но и индивидуальных проблем, с которыми человек может сталкиваться ежедневно. Например, ему предлагается оценить опасность отравления организма заядлого курильщика соединениями кадмия, или найти какое минимальное количество деревьев могут восполнить потребление кислорода жителями города в течение года и т. д.

Для облегчения освоения материала по дисциплинам «Экология» и «БЖД», преподавателями кафедры разработаны и продолжают разрабатываться методические указания и пособия: сборники задач по экологии, по безопасности труда, методические указания по выполнению лабораторно-практических работ, пособие для выполнения зачетной работы, методические указания по разработке разделов «Экологическая безопасность и безопасность труда в дипломных проектах и работах» и т.д.

С целью повышения академической активности студентов на лекционных занятиях практикуется – проведение экспресс-опросов, работа с тестами, анкетирование, учет активности студентов в рейтинговой оценке. Стимулирование активно обучающихся студентов также способствует повышению эффективности обучения

Заключительным этапом обучения и реализации принципа единства знаний и практической деятельности является разработка раздела «Экологическая безопасность и безопасность труда» в дипломном проекте. При выполнении этого раздела наглядно проявляются навыки экологического мышления будущего специалиста, его умение в проведении оценки воздействия проектируемого объекта на человека и окружающую природную среду, в выборе и разработке эффективных средств снижения этого воздействия.

Данная технология обучения позволяет подготовить специалиста, обладающего навыками и умением решать технологические вопросы с учетом экологических требований и безопасности труда.

Эффективность обучения по экологической безопасности и безопасности труда выявляется во время защиты дипломного проекта в ГАК-е, где выпускник - будущий специалист - реализует знания и умение при обосновании экологической безопасности предлагаемых проектных решений. Однако, общая тенденция, характерная для многих Вузов это ужесточение требований к повышению качества подготовки специалистов с одной стороны (всевозможные аттестации и студентов и вузов), а с другой стороны – постоянное сокращение объемов часов на изучение курсов, повышение роли самостоятельной работы студентов при отсутствии часов у преподавателя на текущий контроль за этой работой и т д., что влияет не в лучшую сторону на качество подготовки специалистов по экологической безопасности и безопасности труда.

1 2 3