Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

О методике преподавания дисциплины «Экологический мониторинг».

Одно из важнейших мест в «Блоке специальных дисциплин» для студентов, обучающихся по направлению 656600 «Защита окружающей среды» специальность 320700 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» занимает предмет «Экологический мониторинг». Он является базовым предметом для будущих инженеров-экологов.

В современных условиях экологический мониторинг приобретает первостепенное значение в свете решения проблем поддержания приемлемых условий среды обитания. В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов .

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

·         о состоянии окружающей среды;

·         о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);

·         о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

·         о существующих резервах биосферы.

В свете вышесказанного преподавание данной дисциплины должно базироваться на знаниях, полученных студентами при изучении многих других предметов: «Аналитическая химия», «Химия окружающей среды», «ОВОС и экологическая экспертиза».

Изучение «Экологического мониторинга» включает лекционный курс, лабораторный практикум, выполнение курсовой работы.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы организации мониторинга; мониторинг объектов окружающей среды, специфические особенности мониторинга атмосферы, водных объектов и почв; классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС; оценка антропогенной нагрузки на различные экосистемы; анализ ситуаций, возникающих при деятельности различных предприятий, с точки зрения оценки воздействия на окружающую среду и целый ряд других вопросов.

Лабораторный практикум состоит из трех частей: мониторинг атмосферы, водных объектов и почв. Студенты изучают методики отбора проб воздуха, воды и почв; основные методы исследования объектов окружающей среды и современные методы обработки полученных результатов; введение в экологическое моделирование.

На основании полученных знаний студенты выполняют курсовую работу, включающую мониторинг реального водного объекта; мониторинг почв города по тяжелым металлам. В ходе выполнения курсовой работы студенты проводят анализы воды, отобранной из водоема или водотока, дают оценку состояния исследуемого водного объекта.

Раздел курсовой работы по мониторингу почв включает расчет суммарного показателя загрязнения почв тяжелыми металлами. Например, проведено картирование города Старый Оскол, отобраны представительные пробы почвы, определено содержание тяжелых металлов в исследуемых почвенных образцах. Рассчитаны суммарные показатели загрязнения почв металлами по методике, утвержденной Минздравом РФ. Этот показатель рассчитывали по следующей формуле:

,

где n – число определяемых металлов; Ксi – коэффициент концентрации металла, который определяется отношением содержания металла в почве к фоновому содержанию металла (определенному в заповеднике).По полученным результатам студенты делают выводы по ситуации, сложившейся в городе. По величине суммарного показателя загрязнения, рассчитаного по средним величинам содержания элемента в зоне обследования, в целом город Старый Оскол можно отнести к допустимой категории загрязнения. Однако, следует отметить, что на территории есть локальные участки, которые отнесены к чрезвычайно опасной категории загрязнения.

Следующим этапом курсовой работы является построение цветовой карты загрязнения одного из микрорайонов города одним из тяжелых металлов.

Далее студенты выполняют расчет – прогноз изменения концентрации свинца в придорожном слое почвы заданной улицы города при заданном увеличении грузопотока.

В заключении студенты анализируют в целом ситуацию, сложившуюся в городе по загрязнению почв: по построенной розе ветров, карте города и пригородов, учитывая местоположение промышленных предприятий, делают выводы об источниках загрязнения почв тяжелыми металлами; дают рекомендации по улучшению сложившейся ситуации в городе.

Таким образом, изучение дисциплины «Экологический мониторинг» позволит будущим инженерам-экологам профессионально подходить к вопросам оценки антропогенного воздействия на окружающую среду.

.