Социально-экологическое образование в профильных классах
Лисецкая Н.Б.
Белгородский Государственный Университет
Социально-экологическое образование в профильных классах
Возникнув в рамках биологической науки, понятие «Экология», претерпев значительную эволюцию, получило более широкое толкование: экология растений, экология животных, экология человека. Последнее оформилось в «Социальную экологию» /1/. Н.Ф. Реймерс под социальной экологией понимает отношения личностной сущности человека (его «Я») со средой жизни. В настоящее время термином «социальная экология» называется комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия общества (societas) c окружающей средой обитания (oikos) и исследует отношения между человеческими сообществами с окружающей биологической, географической, социальной и культурной средой. Социоэкология, как и любая другая наука, подчинена собственным законам. Наиболее широкую классификацию социоэкологических законов выводит Н.Ф. Реймерс: - закон социально-экологического равновесия (необходимость сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным); - принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений); - правило социально-экологических замещение (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей); - закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота социального движения вспять, от сложных форм к более простым); - закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу, т.е. сферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек-природа) /2/. А.В. Лосев и Г.Г. Провадкин выделяют такие направления социально-экологического образования, как: - усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования в виде широкого освещения духовно-нравственных и эстетических проблем экологии; - выделение в различных науках социально-экологического аспекта; - включение в экологическое образование новейших результатов научных исследований в области окружающей среды, связанные с регионально-отраслевой особенностью /3/. Социоэкология представляет собой комплекс наук (экономических, технических, социальных и др.), однако стержневыми, в этом комплексе, остаются биологические проблемы, т.к. человек – это изначально биологический объект. Социальная экология наиболее выигрышно представлена в изучении таких наук, как биология, география, история в программах общеобразовательных школ. В биологии – это поисковое направление методов объяснения явлений живой природы и направление на выявление методов управления этой природой для ее сохранения и развития. География изучает территориальные аспекты всего комплекса социально-экологических проблем. Особо выделяется разработка научных основ оптимизации природопользования. В географической науке значительное место отводится математико-картографическому моделированию региональных и локальных социоэкосистем. Г.А. Бачинский называет математико-картографическое моделирование социоэкосистем ведущим методом социальной экологии. Исследования взаимоотношений человеческого общества и природы в историческом контексте получили отражение в изучении таких школьных предметов, как «История России», «История мировых цивилизаций», «Обществоведение».