Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Социально-экологическое образование в профильных классах

Лисецкая Н.Б.

Белгородский Государственный Университет

Социально-экологическое образование в профильных классах

На современном этапе взаимоотношений человечества и природы возникла проблема качественно нового типа этих отношений. Современная эпоха характеризуется системным способом познания (С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, И. Пригожин), однако школьная образовательная система использует до сих пор механистический способ познания. В этой связи возникает необходимость переориентации школьной образовательной системы для формирования современной научной картины мира. Наибольшая эффективность такой переориентации видится нам в экологизации школьных естественно-научных дисциплин, через установление межпредметных связей всех естественнонаучных дисциплин с экологией. Экологическое образование все больше и больше находит свое отражение в современной школе. Одним из звеньев, составляющих экологическое образование, является социальная экология. Социальная экология (социоэкология) как наука появилась лишь в XX столетии. Понятие «экология» первым ввел немецкий биолог Э.Геккель в 1866 году в книге «Всеобщая морфология организмов», в которой определил экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде». Позже, однако, Геккель заменил это понятие на «экономию природы» и «биономию», но название нового научного направления получило право на самостоятельное развитие.

Возникнув в рамках биологической науки, понятие «Экология», претерпев значительную эволюцию, получило более широкое толкование: экология растений, экология животных, экология человека. Последнее оформилось в «Социальную экологию» /1/. Н.Ф. Реймерс под социальной экологией понимает отношения личностной сущности человека (его «Я») со средой жизни.

В настоящее время термином «социальная экология» называется комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия общества (societas) c окружающей средой обитания (oikos) и исследует отношения между человеческими сообществами с окружающей биологической, географической, социальной и культурной средой.

Социоэкология, как и любая другая наука, подчинена собственным законам. Наиболее широкую классификацию социоэкологических законов выводит Н.Ф. Реймерс: - закон социально-экологического равновесия (необходимость сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным); - принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений); - правило социально-экологических замещение (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей); - закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота социального движения вспять, от сложных форм к более простым); - закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу, т.е. сферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек-природа) /2/.

А.В. Лосев и Г.Г. Провадкин выделяют такие направления социально-экологического образования, как: - усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования в виде широкого освещения духовно-нравственных и эстетических проблем экологии; - выделение в различных науках социально-экологического аспекта; - включение в экологическое образование новейших результатов научных исследований в области окружающей среды, связанные с регионально-отраслевой особенностью /3/.

Социоэкология представляет собой комплекс наук (экономических, технических, социальных и др.), однако стержневыми, в этом комплексе, остаются биологические проблемы, т.к. человек – это изначально биологический объект. Социальная экология наиболее выигрышно представлена в изучении таких наук, как биология, география, история в программах общеобразовательных школ. В биологии – это поисковое направление методов объяснения явлений живой природы и направление на выявление методов управления этой природой для ее сохранения и развития. География изучает территориальные аспекты всего комплекса социально-экологических проблем. Особо выделяется разработка научных основ оптимизации природопользования. В географической науке значительное место отводится математико-картографическому моделированию региональных и локальных социоэкосистем. Г.А. Бачинский называет математико-картографическое моделирование социоэкосистем ведущим методом социальной экологии.

Исследования взаимоотношений человеческого общества и природы в историческом контексте получили отражение в изучении таких школьных предметов, как «История России», «История мировых цивилизаций», «Обществоведение».

1 2 3