Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Социально-экологическое образование в профильных классах

Для формирования социально-экологических знаний учащихся, наряду с общеизвестными педагогическими условиями (вариативность, непрерывность, преемственность в системе образования; индивидуализация образовательного процесса, творческое саморазвитие; личностно-значимые мотивы образования (Соловьева З.С); интеграфия когнитивного и эмоционально-ценностного аспектов обучения; оптимальное использование наглядных и технических средств обучения (Гуляков Е.Н.) и др.), мы намереваемся реализовывать и через такие педагогические условия, как: - профильное обучение; - краеведческий принцип обучения; - полиморфизм.

Социально-экологическое образование наиболее перспективно, на наш взгляд, в школах и классах разного профиля. На сегодняшний день, говоря о профильном образовании, подчеркивается желание учитывать интересы учащихся, стремление строить процесс обучения таким образом, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Свобода определения набора предметов для учебного плана основной средней школы ограничено Законом «Об образовании» (1992), вводящим понятие Государственного образовательного стандарта. В учебных планах всех типов средних общеобразовательных учреждений есть инвариантная составляющая, в соответствии со статьей 19 Закона об обязательном общем образовании. Инициатива образовательных учреждений может выразиться в появлении блока предметов местного (школьного) стандарта и наборе дополнительных или факультативных курсов. После 14 лет в полной средней школе ученики получают свободу выбора профиля образования и типа образовательного учреждения, обеспечивающего соответствующий профиль. Во временном образовательном стандарте (1998) об основной школе говорится, что на этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра обязательных учебных курсов, единого для школ всей страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно-дифференцированной», «старшая ступень (полная общая школа) строится по принципу профильной дифференциации». В нормативных документах мы не нашли четкого определения термина «профильное образование», а употребляется он как данность, однако, некоторыми авторами (И.С. Якиманская, В.В. Гузеев) вскользь употребляется термин «профильные классы» и мы, проведя сравнительный анализ учебных программ (инвариантной и вариантной частей), смеем предположить, что под профильным образованием следует понимать такое его направление (естественнонаучное, гуманитарное), которое характеризуют следующие признаки: 1) Наличие связи с общим и углубленным образованием (профессиональное образование вытекает из углубленного, которое, в свою очередь, опирается на базовое); 2) увеличение числа часов (на 1-2 часа) за счет вариантной части содержания общего образования с углубленным изучением некоторых учебных предметов; 3) выбор профильного обучения осуществляется учащимися и (или) их родителями в соответствии с их интересами, способностями и возможностями /4/.

Считаем необходимым напомнить, что вариантная часть содержания общего образования включает в себя не только обязательное содержание, предусмотренное программой общеобразовательных школ, но и отличается от него наполнением в зависимости от профиля школы, класса.

Соглашаясь с А.В. Лосевым и Г.Г. Провадкиным, мы видим эффективность формирования социально-экологических знаний учащихся в профильных классах при таких условиях, когда: - профильное обучение дает возможность разделять (дифференцировать) учащихся по интересам, способностям, что, в свою очередь, позволяет с наибольшей полнотой реализовать им свой творческий потенциал; - в профильных классах, изучающих биологию, химию, географию в содержание образования уже заложены некоторые вопросы, отражающие социально-экологические проблемы, что дает дополнительную возможность формирования социально-экологических знаний в этих и других школьных предметах. Так, в учебном плане классов гуманитарной направленности, при формировании социально-экологических знаний предполагается включение вопросов, отражающих эстетический аспект социально-экологических взаимодействий; в классах математической направленности –отношение количественных отношений этих взаимодействий; в классах трудовой и политехнической направленности предусматривается изучение особенностей использования природного ресурсного потенциала в хозяйственной деятельности. Аналогичным образом нами разрабатываются учебные планы в профильных классах другой направленности.

Вторым педагогическим условием формирования социально-экологических знаний учащихся нами вводится необходимость реализации краеведческого принципа. В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Научное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны, оно расширяется и углубляется с развитием науки и дает базовую основу для развития школьного краеведения. Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии /5/.

1 2 3