Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Развитие и совершенствование системы экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга

 

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

 

Причина всех экологических бед и катастроф кроется в сознании людей, в определении шкалы ценностей, где на первом месте стоит увеличение потребления природных богатств «на душу населения», бездумное «покорение и преобразование», а не уважение ко всему живому, не достижение гармонии с природой.

Изменению мышления людей должно способствовать экологическое образование и просвещение как часть нравственного воспитания личности с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Общепризнанно, что экологическая ситуация на Урале в настоящее время является явно неблагополучной. Главной причиной обострения экологической обстановки в Уральском регионе является начавшийся еще в XVIII-XIX вв. и принявший особенно большие масштабы в последние десятилетия энергичный натиск на окружающую среду и природные ресурсы края (минеральные, растительные, водные и т.п.), неразумное интенсивное антропогенное вмешательство в биосферу вследствие форсированного развития в регионе горной, металлургической, химической, машиностроительной, военной, нефтехимической и атомной промышленности.

Перенасыщенность Урала природозагрязняющими производствами, превышение во много раз предельно допустимые концентрации загрязнение воздуха, воды и почвы значительно подорвали устойчивость природных биологических систем региона, ухудшили естественную сферу жизнедеятельности населения.

Для преодоления переживаемого сейчас Уралом глубокого экологического кризиса необходимы, кроме радикальных экономических, финансовых, технологических и т.п. мер, усиление экологического просвещения и образования населения, формирование экологической грамотности и экологической культуры.

С целью координации работы отдельных организаций и групп, занимающихся на протяжении последних лет экологическим образованием, воспитанием и просвещением, при городской администрации г. Екатеринбурга по инициативе городского Комитета по экологии и природопользованию создан и функционирует Координационный Совет по экологическому образованию и просвещению. Члены этого Совета стали основными разработчиками Концепции экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга и Программы мероприятий по развитию и совершенствованию системы непрерывного экологического образования и просвещения на 2001-2004 гг.

Под экологическим образованием в Концепции и Программе понимается целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития личности в контексте социоприродной динамики, как одно из условий перехода общества к устойчивому развитию, приобретая статус системообразующего фактора образования в целом, определяя его стратегическую цель и ведущие направления.

Экологическая культура рассматривается как органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Она выражает характер и новый качественный уровень отношений между обществом и природой, проявляясь в характере деятельности и поступков человека, ценностных ориентациях в области науки, искусства, верований, обычаях и традициях.

Условно экологическую культуру можно представить в виде компонентов:

- экологических знаний и умений: естественнонаучных, социогуманитарных, технических и др;

- экологического мышления (способность установления причинно-следственных связей во взаимодействии человека с природой);

- экологического сознания, развивающегося на основе экологического императива;

- экологически оправданное поведение и деятельность (переход экознаний в повседневную норму поступка);

- экологическое мировоззрение (о всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости, процессуальности, коэволюционное миропонимание, холистическое отношение к миру и др.);

Экологическое просвещение рассматривается в Концепции как процесс решения определенных социальных задач (воспитательных, познавательных, производственных) для удовлетворения информационно-тематических потребностей сообщества людей или отдельных его представителей в области экологии через различные организационные каналы (учреждения образования, культуры, производство, общественные организации, СМИ и др.).

Основными целями Программы экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга являются становление экологической культуры личности и общества, обеспечивающее практическое и духовное взаимодействие человека и природы, и формирование личной ответственности жителей города за состояние окружающей среды.

1 2