Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Формирование профессиональных интересов

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Активная хозяйственная деятельность человека, приводящая к деградации природных экосистем, сокращению биологического разнообразия, когда многие виды живых организмов исчезают с лица Земли, вызывает сегодня особое чувство обеспокоенности общества за состояние окружающей природной среды, здоровья населения планеты.

Понятие “окружающая среда” включает отношение субъекта к разным свойствам живой и не живой материи, к веществу в природе, пребывающем в одной из 3-х агрегатных состояний: твёрдом, жидком или газообразном. Знание законов, в соответствии с которыми осуществляются фазовые переходы вещества из одного состояния в другое, позволяет сегодня ученым управлять физическими, химическими, биологическими процессами на Земле, в практической деятельности человека. И одновременно знание законов природы позволяет бережно относиться ко всему видимому и невидимому, живому и неживому (подчеркнуто нами и, по мнению автора, это деление – относительно).

Согласно законов теплодинамики, в любой экологической системе (природной системе) нет обратимых процессов. Рассмотрим некоторые переходы в экологической системе (природной системе) на примере термодинамической системы, которая представляет собой макроскопическое тело (или группу тел), где свойственны процессы, сопровождающиеся переходом теплоты в другие виды энергии. Именно на это и может быть направлена деятельность человека.

Если внешние условия не изменяются, то в термодинамической системе прекращаются всякие макроскопические изменения.

При этом наступает состояние термодинамического равновесия. Но в необратимых реальных процессах природы это значит, что следы перехода при теплообмене, газообмене не ликвидируются, а значит, деятельность человека осуществляющего данные процессы должна быть разумно обоснованной и прогнозируемой на перспективу.

Все отмеченное выше, ещё раз доказывает тот факт, что в современном образовательном пространстве в системе духовного воспитания экологическое образование и экологическое воспитание имеют приоритетное направление.

Формирование экологической ответственности – это процесс непрерывного экологического образования. И на начальном этапе к нему должна быть причастна детская душа, легко ранимая, высокочувствительная. Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой – важнейшая задача школы. Проведение опытной работы достигает две цели: практическую и воспитательную. Работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в т.ч. экологическим.

В целях повышения интереса школьников к проблемам экологии и для изучения фауны в биологическом кружке или на уроке биологии можно проводить опыты по выделению живых микроскопических организмов – нематод (круглых червей) из тканей растений и почвы.

Нематоды растений и почвы – мелкие черви нитевидной формы с длиной тела в основном 0,1-2 мм. Кроме жизнедеятельности в почве, нематоды могут заселять практически все органы растений и причинять им существенный вред. Доля потерь всей продукции растениеводства планеты, составляющая 10%, приходится на нематод. Они повреждают растения в период вегетации и при хранении, проникают в корни, стебли и листья, луковицы, клубни, корневища, завязи, бутоны и цветы. Чаще всего нематоды вредят картофелю, овощным культурам (в открытом и защищенном грунте), землянике, цветочным культурам. Некоторые виды нематод способны переносить вирусы и перезаражать ими здоровые растения.

При экологических исследованиях доступно проведение в сельских и городских школах интересных и простых опытов.

Опыт 1. “Обнаружение и выделение нематод из растений”

Опыт 2. “Обнаружение и извлечение червеобразных нематод из почвы”.

В ряде школьных предметов, таких как химия, физика можно наиболее эффективно проводить обобщающие уроки, под знаком экологического образования и воспитания. Данные уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости предусматривать при разработке любого научно-технического процесса, все возможные экологические последствия, а значит вырабатывать ответственное отношение к окружающей среде. Такие уроки можно проводить по физике как по обобщающим темам, так и по отдельным вопросам тем.

Например: “Уравнение Бернулли”, “Транспорт мира”, “Тепловые двигатели и охрана окружающей среды”, “Экологические возможности и проблемы освоения космоса”, “Атмосфера и атмосферное давление” и др.

1 2