Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. С детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами и принципами.

Экологическое образование должно охватывать все возрасты оно должно стать приоритетным. Опережающим все другие области хозяйственной деятельности Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учёбы и работы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы всё в большей степени являются экологическое образование и воспитание.

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения.

Именно поэтому в нашей гимназии создано научное ученическое общество по экологии, которое работает уже 2 года. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у учеников инициативы активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности экологических проблем родного края.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся в рамках УНО можно выделить два:

-          теоретические исследования;

-          прикладные, опытно-проблемные.

Теоретико-исследовательская работа, прежде всего, направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края. В рамках этого вида деятельности можно выделить работы учащихся 8 класса: "Исследования встречаемости дрофы и стрепета на территории Белгородской области на протяжении 2-х веков", "Роль птиц в природе и жизни человека" и др.

Большинство прикладных, опытно-проблемных исследований проводятся в виде индивидуальных экспериментальных занятий и самостоятельных исследований по проблемной тематике. Такие исследования, выполненные членами УНО, получили высокие оценки не только на гимназических конференциях, но и на районных и областных олимпиадах по экологии: "Влияние различных форм азотных удобрений на урожайность растений перца" (III место на районной экологической олимпиаде в 2000 г.); " Биоиндикация загрязнений наземных и водных экосистем" (I место на районной экологической олимпиаде, IV место на областной экологической олимпиаде в 2001 г.), "Исследования влияния меди на биологические объекты и очистка от неё сточных вод" (I место на районной экологической олимпиаде в 2001 г.), "Оценка экологического состояния водных объектов" (III место на районной экологической олимпиаде в 2001 г.).

В таблице приведен перспективный план работы эколого-биологического общества.

Таблица 1

План работы эколого-биологической секции научного

общества гимназии № 1 г. Белгорода на 2000 - 2001 уч. год

№ п/п

1 2