Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Механизм реализации функций экологического образования

Сегодня все регионы России в той или иной степени подвержены экологическому кризису, а некоторые из них стоят на пороге экологической катастрофы. Экологические проблемы имеют ярко выраженные социальные последствия, такие как: ухудшение здоровья и рост смертности населения, загрязненность и нарушение эстетической красоты больших городов и пригородных природных объектов и т. д.

Экологические проблемы непосредственно связаны с экономической стороной жизни общества, так как они возникли вследствие мощной производственной деятельности человека и для своего решения требуют крупных финансовых вложений и изменения экономической доктрины общества.

Таким образом, социальная напряженность, разрушение естественных экосистем, истощение природных ресурсов и другие негативные последствия экологического кризиса вынуждают государственных чиновников и научные круги общества искать различные подходы к его разрешению.

В связи с этим, много внимания уделяется экологическому образованию как одному из факторов выхода из экологического кризиса. По мнению многих ученых экологическое просвещение должно способствовать морально-этическому воспитанию предпринимателей, хозяйственных руководителей и ответственных государственных чиновников ,приведет к изменению самосознания общества, смены приоритетов, переоценке ценностей. Но анализ современной ситуации в обществе позволяет утверждать, что неверно рассчитывать лишь на изменение самосознания общества в рамках решения экологических проблем. Конечной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, и никто не станет отказываться от какой–либо ее части ради неосязаемых благ, таких как: здоровье населения, сохранение природных экосистем и т. п. Необходимо создать производителю условия и стимулы при которых ему будет выгодно вкладывать средства в экологические программы. Таким образом, механизм реализации функций экологического образования должен носить экономический характер и основываться на формировании качественно нового спроса на различные товары и услуги, характеристиками которого будут: экологическая безопасность производства и последующей утилизации изделий, соответствие товаров и услуг современным экологическим стандартам. Это должно стимулировать хозяйственных руководителей к применению энерго- и ресурсосберегающих технологий, безопасной утилизации отходов производства, рациональному природопользованию, для сохранения своего положения на рынке, и завоевания новых рыночных сегментов в новых рыночных условиях.

Задача экологического просвещения способствовать формированию нового массового спроса, учитывающего экологические требования. В рамках этой функции необходимо объяснить потребителям всю остроту экологических проблем и важность их решения для общества в целом и для каждого человека в отдельности.

На экологическое образование менеджеров высшего и среднего звена возложена функция обоснования конкурентного преимущества фирмы, выпускающей экологически чистую продукцию и соблюдающую все экологические нормативы производства.

Впоследствии такой механизм приведет к возникновению и укреплению корпоративной культуры, основанной на принципах экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической чистоты выпускаемой продукции.