Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Проблемы понятийной базы в преподавании экологических дисциплин.

Последние десятилетия, как известно, характеризуются своеобразным «экологическим бумом» в науке. Сегодня экологической проблематикой практически занимаются все естественные и ряд общественных наук. Это породило в экологии массу различных направлений: глобальную экологию, инженерную экологию, экологию города, ландшафтную экологию, социальную экологию, экологию суши, экологию моря, экологию Крайнего Севера, экологию человека, визуальную экологию и т. д. Из этого крайне не полного перечня видно, что экология превратилась из частной дисциплины биологии в нечто большее. Однако до сих пор имеются специалисты, считающие экологию только биологической наукой. В настоящее время экология - это новая междисциплинарная наука, исследующая взаимоотношения и взаимосвязи между самыми разными (как природными, так и неприродными) объектами по самым разным научным направлениям при доминировании живого вещества. Такое широкое определение подразумевает разделение экологии на более частные дисциплины. Прежде всего, выделяется классическая экология, развиваемая в рамках биологии, с её сложившимися подразделениями (аутоэкология, синэкология и др.), изучающая отношения и связи организмов, как между собой, так и со средой обитания, которую можно назвать биоэкологией (от греч. bios - жизнь, а не от биологии, как иногда неправильно понимается). Комплекс экологических направлений, исследующих взаимодействие и взаимосвязи общества в целом, общественных и территориальных групп людей, личности с окружающей средой в рамках общественно-экономических отношений объединяются в социоэкологию. Геоэкология (от греч. ge - Земля, а не от географии или геологии как принято считать сегодня) охватывает группу исследований, выявляющих взаимоотношения и взаимосвязи между природными и хозяйственными системами, возникающие в результате деятельности людей, и изучающих последствия этой деятельности /Морачевский, 1994/. Таким образом, выделенные разделы экологии охватывают весь набор современных экологических проблем и исследований. Конечно, такое разделение достаточно условно из-за того, что почти любая экологическая проблема носит интегративный характер и так или иначе, завязана на не менее чем двух выделенных группах, но оно необходимо в гносеологических целях. Здесь отсутствует такая важная экологическая дисциплина как природопользование, но она носит прикладной характер и не может считаться фундаментальной наукой, поскольку её научные основы заложены непосредственно в геоэкологии.

Анализ многочисленных публикаций показывает, что многие основополагающие термины имеют разное толкование или недостаточно ясны, или вообще страдают двойственностью и даже множественностью. Для примера можно сослаться на широко известный словарь-справочник «Природопользование» Н.Ф.Реймерса, в котором многие экологические термины имеют несколько дефиниций. Такое положение сложилось в результате не вполне корректного использования, в основном, географических и биоэкологических терминов, взятых представителями смежных наук и предавших им несколько другое звучание, а также в результате расширенного толкования того или иного термина. Это явилось одной из причин терминологической путаницы в определении основных понятий современной экологии. Другая причина возникшей ситуации заключается в том, что становление новой науки всегда связано с проблемой выработки собственного понятийного аппарата, но современная экология имеет интегративный и междисциплинарный характер и естественно каждый исследователь вносит в нее понимание и видение того или иного экологического феномена с точки зрения своей науки, что и порождает иногда их разночтение.

Сегодня назрела необходимость унификации понятийного аппарата экологии. Это важно не только для того, чтобы специалисты разных наук, разрабатывающих экологическую тематику, говорили на одном научном языке и понимали друг друга, но особенно актуально при преподавании экологических дисциплин. Подготовка специалистов экологов и природопользователей определяется комплексным междисциплинарным подходом, выражающимся в широком разнообразии учебных дисциплин, объединенных экологической проблематикой. Естественно, что разнообразие учебных дисциплин подразумевает преподавание их представителями разных наук. Отсутствие у преподавателей единого подхода к трактовке того или иного термина приводит к непониманию студентами отдельных научных положений и как следствие к плохому усвоению материала.

1 2 3