Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Проблемы понятийной базы в преподавании экологических дисциплин.

Прежде всего это касается основных общепринятых и часто употребляющихся терминов и понятий. Очень часто в публикациях понятия «окружающая среда» и «природная среда» выступают как синонимы. Особенно это проявляется в газетных сообщениях и в государственных документах, а в межгосударственных просто является правилом. В обоих понятиях среда рассматривается по отношению к человеку, которого окружает помимо природной среды еще искусственная (техногенная) среда. Кроме этого человек является социальным биологическим видом, следовательно, его окружает еще и социальная среда. Таким образом, природная среда является всего лишь одной из трех составляющих окружающей среды и никак не может быть синонимом последней.

Не все понятно из-за отсутствия однозначного толкования и с таким широко известным и вроде бы абсолютно ясным понятием, как «природная среда». С одной стороны она понимается как синоним природы вообще, существующей независимо от человека, с другой стороны - как синоним биосферы, с третьей - как синоним географической оболочки, а с четвертой - как природная среда, окружающая человека и изменяемая им /Реймерс,1990/. Попытаемся ответить на вопрос: какие природообразующие компоненты считаются основными, главными? Исключая Солнце, являющееся по отношению к Земле постоянно действующим внешним фактором, их всего 4: воздух, вода, горные породы и организмы. Все остальные природные компоненты являются производными, возникающими в результате их взаимодействия. Именно их взаимодействие порождает на Земле ландшафтное разнообразие. Тогда под природной средой следует понимать иерархически организованные природные геосистемы, функционирующие в природном режиме и состоящие из взаимодействующих главных природообразующих компонентов.

Как известно в пределах всей планеты воздух образует атмосферу, вода - гидросферу, горные породы - литосферу, а организмы - ... Неискушенные в терминологических тонкостях напишут и ответят - биосферу. В научных публикациях и в учебниках часто встречается именно такое сочетание. Но, как известно, биосфера по В.И.Вернадскому /1967/ включает в себя нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и все организмы. То есть возникает полисемия термина «биосфера». На двойственность понятия «биосфера» обращали внимание Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Б. Вассоевич и А.Н. Иванов, /1979/, говоря о "широком" и "узком" понимании биосферы, но до сих пор она сохраняется и более того широко используется в публикациях. Попытки заменить «пленку жизни» В.И. Вернадского другими терминами такими, как «биокалимма», «биострома», «биофильм», «плетобиосфера», «пикнобиосфера» и даже более благозвучным «витасфера», успеха не имели. Эти термины применяются крайне редко. Непонятно почему до сих пор совершенно игнорируется существующее и широко распространенное понятие «биота», обозначающее совокупность организмов, обитающих на крупной ограниченной территории и необязательно связанных между собой трофическими цепями. Земля тоже имеет ограниченную площадь и совершенно правомерно назвать всю совокупность организмов, обитающих на планете, биотосферой. В этом случае исключается двойственность термина «биосфера».

Нет четкой ясности и с термином «ноосфера». С одной стороны по В.И. Вернадскому /1944/ это такая стадия развития биосферы, когда человек своей деятельностью в глобальном масштабе не разрушает ее, а находится с ней в гармоничном сосуществовании, что пока не наблюдается. С другой стороны уже сегодня человеческая деятельность проявляется как геологическая сила, которая изменяет и модифицирует природные ландшафты, и экологическая опасность которой осознается. Поэтому многие исследователи считают, что биосфера уже вступила в начальную стадию ноосферы. Иначе говоря, ноосфера - это новейший этап развития биосферы в который происходит ее переформирование в результате хозяйственной деятельности человека и где наряду с организмами человеческая деятельность, управляемая разумом, приобретает глобальное значение.

Следующая терминологическая проблема возникает, когда речь идет об источниках антропогенного воздействия (загрязнения, изменения) природной среды. Из публикаций видно, что это понятие представляет собой яркий пример множественности. Называют трубу, предприятие, город, регион, деятельность людей, хозяйственная деятельность людей, последние два названия в принципе правильны, но не отвечают запросам такой прикладной дисциплины геоэкологии, как природопользование, из-за очень широкого объема, вкладываемых в них понятий. В одном географическом пространстве существуют принципиально разные хозяйственные и природные системы, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют совершенно новые хозяйственно-природные системы (не путать с природно-хозяйственными системами). В природных системах функционирование осуществляется посредством природных процессов, а в хозяйственных - посредством технологических процессов (в широком смысле). Функционирование хозяйственно-природных систем происходит путем взаимодействия технологических и природных процессов, в результате чего происходят качественные и количественные изменения в природных системах. Отсюда ясно, что источниками антропогенных воздействий (изменений, загрязнений) природной среды являются технологические процессы (в широком смысле).

1 2 3