Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Проблема подготовки будущего учителя к социально-экологическому образованию школьников: аспект креативности.

Прогрессивные изменения в производстве, науке и технике отразились на состоянии окружающей среды, предопределили современный экологический кризис. В кризисе находится и общество, противостоящее природе и преобразующее ее в соответствии со своими потребностями и целями. Стремительно развивающиеся необратимые изменения биосферы требуют активизации его продуманной деятельности в процессе использования природных ресурсов. Возникает необходимость строить созидательные взаимоотношения с окружающей средой, поддерживать восстановительные способности природы, охранять и возобновлять ее.

Решать эти задачи призваны различные области научного знания: от метатеории до отдельных вопросов прикладного характера. К настоящему времени достаточно глубоко изучены проблемы взаимодействия природной и культурной сред; отношения разноуровневых социальных и природных систем; закономерности и принципы их изучения; характер социально-экологических взаимодействий в пространстве и времени (В.С. Преображенский, Н.М. Мамедов, Д.Ж. Маркович, Э.В. Гирусов и др.).

Внимание к современным социально-экологическим проблемам, необходимость эффективного их решения требуют и соответствующего социально-экологического образования всех слоев населения. Оно направлено на формирование нового социально-экологического мышления, природосберегающей деятельности и поведения. Центральным звеном социально-экологического образования, по мнению многих авторов (В.М.Назаренко и др.), является общеобразовательная школа. Именно в условиях современной школы учитель, в силу своей профессиональной деятельности, призван оказывать подрастающему поколению помощь в формировании устойчивых ценностных установок бережного отношения к живой и неживой природе.

К сожалению, недостаточно высокий уровень компетентности современного учителя в проблеме социально-экологического образования препятствует продуктивному решению учителем его задач. Это сдерживает практическую реализацию социально-экологического компонента образования школьников, в частности, формирование их социально-экологической креативности.

В силу того, что понятие “креативность” непосредственно связано с понятием “творчество”, остановимся подробнее на последнем. Оно раскрывается через различные содержательные аспекты. Так, В.М. Бехтерев в книге “Общие основы рефлексологии человека” определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. Я.А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. К.Роджерс понимает под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Если творчество понимается как процесс осуществляемый человеком, имеющий оп­ределенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутрен­ний ресурс человека. Под креативностью понимают спо­собность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаружи­вать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс, 1990). Смит и Карлссон рассмат­ривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя ее как способность принимать материал из под­сознания в сознание.

Нам наиболее близко определение креативности, которое предлагают Н.Ю.Хрящева и С.И. Макшанов, определяя креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность, по мнению авторов, проявляет себя многообразно. Это — быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой спо­собности является самообладание и уверенность в себе. Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых, экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последователь­ного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления. В частности, он выделяет в качестве результата интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

1 2 3