Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Проблема подготовки будущего учителя к социально-экологическому образованию школьников: аспект креативности.

1.        беглость, как способность генерировать максимальное количество идей;

2.        гибкость, как способность к порождению широкого многообразия идей;

3.        оригинальность, как способность генерировать нестандартные идеи;

4.        точность, как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Ответим на вопрос, кому и зачем нужна креативность? Во-первых, креативность во многом определяет успеш­ность деятельности представителей профессий социономической группы, что связано с рядом особенностей человека как “объекта” их деятельности. Кроме того, человек и группы людей могут, как созна­тельно, так и неосознанно искажать информацию о самих себе, своих состояниях и результатах деятельности. Во-вторых, креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, организационных, на­учных проблем, создавать художественные произведения.

Очень важно, с нашей точки зрения, преодолеть закрепленный в обыденном сознании стереотип, согласно кото­рому творчество — это удел ученого, композитора, художника, профессионала высшей категории. Мы считаем, что креативность не имеет ограничений для своих проявлений, она присуща всем людям, каждому человеку независимо от возраста, профессии и других условий. Человек может проявлять свою творческую сущность и через проблематизацию привычных, хорошо знакомых ситуаций. Мы согласны с мнением ученых, которые считают, что креативный человек обладает большей, по сравнению с людьми с непроявленным творческим потенциалом, привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, которые проводят с ним длительное время, не замечая его течения, так же как мы это делаем, сидя у огня или глядя на набегающие на берег моря волны. При этом привлекательность творческого человека связана не только с его постоянным развитием, изменением, но и с его открыто­стью к иному опыту, которая, в свою очередь, замыкает этот круг, или, что точнее, продолжает спираль развития.

Проблема креативности рассматривается различными учеными. Философский ее аспект представлен в работах М. Аркадьева, выделившего принцип исполнительской креативности; С.Ф. Мартыновича, раскрывающего ценности креативности; Ф.Т. Михайлова, разрабатывающего вопросы креативности самосознания и др.

В исследованиях ученых психологов Д. Гилфорда и др. креативность представлена как “общая особенность личности”; Ф. Баррона и Д. Харрингтона как “способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах”; А. Маслоу как “важнейшее качество самоактуализированного человека”. В.Т. Кудрявцев изучал творческую природу психики человека; В.В. Давыдов занимался проблемой креативной основы человеческой психики; предметом исследования Е.Е. Туника являлась диагностика креативности.

В педагогике проблема творческих инноваций разрабатывается В.И. Загвязинским, В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым и др. В ряде работ изучаются условия формирования креативной функции школьников. Креативность определяется как “процесс, состоящий в постановке и решении проблем, нестандартных задач (С.Н.Ковбасов); исследуется развитие креативности мышления школьников (Пастухова Н.А.), творческое развитие школьников (Задорина Е.Н.) и др.

Общепедагогические подходы подготовки (как процесса и результата) будущего учителя рассматриваются в трудах О.А. Абдулиной, И.Ф.Исаева и других авторов. Профессиональная деятельность учителя, пишет И.Ф. Исаев, может быть рассмотрена как процесс, условие и результат формирования профессиональной педагогической культуры. Он представляет профессионально-педагогическую культуру личности как триединство ее компонентов: аксиологического, технологического и личностно творческого. Педагогическое творчество в данном случае выступает одним из проявлений педагогической культуры в процессе создания новых педагогических ценностей, оно требует от преподавателя наличия адекватных потребностей, новых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

1 2 3