Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Организация самостоятельной работы студентов при изучении курса "экология"

Анализируя в настоящее время глобальное и геофизическое влияние человека на окружающую природную среду с позиций современных экологических представлений, можно утверждать, что общеэкологическая ситуация на планете очень сложная и напряженная. Отрицательные последствия техногенного воздействия стали проявляться в масштабе всей биосферы и по своему влиянию они равнозначны стихийным силам природы. Поэтому охрана природы (биосферы) становится важнейшей экологической и социально-экономической проблемой современности.

Экология - это наука о доме, и поэтому воспитание бережного отношения к природной среде, расширение знаний и навыков, нужных для ее охраны и улучшения, становится сейчас важнейшими задачами экологического образования. И вместе с этим совершенствование внутреннего мира самого человека, чтобы он осознал свою роль в охране окружающей среды. Только человек, осознавший себя частью Вселенной, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере производства.

Главной задачей эколого - образовательного направления является разработка дидактических и педагогических основ подготовки специалистов, способных решать многоплановые вопросы охраны природы, моделирования техногенного влияния человека на среду, сохранения и восстановления природных ресурсов.

В связи с этим, в учебных планах различных специальностей в БелГТАСМ введен а дисциплина "Экология" с разным объемом учебных часов, в том числе лабораторных и практических занятий.

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений, более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами по экологии, особенно при их самостоятельной работе [1 ].

Определенный вклад в решение этой задачи на кафедре промышленной экологии БелГТАСМ вносят разработанные преподавателями учебные пособия и учебно-методические разработки по экологии [2, 3]. В отличие от большинства учебных изданий по экологии, в учебном пособии "Экология" представлена не только специальная информационная, но и организационно - контролирующая информация. В конце пособия представлены около 400 вопросов, разбитых на 25 вариантов по основным разделам курса экологии.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов учебное пособие дополнено методическим пособием "Тестовые задания по экологии", которое не только контролирует полученные знания, но и развивает мыслительную активность, позволяющую студенту полностью раскрыть свои способности и ускорить процесс усвоения получаемой информации в процессе обучения. Осуществление самоконтроля начинается с проработки вопросов и ответов к ним, которые студент должен проанализировать и дать правильный ответ. Выбрав и проанализировав ответ, студент обращается за подтверждением ко второй части пособия - ответам. Самоконтроль с помощью консультационного пособия дает возможность осмыслить ошибку и самостоятельно ее устранить. В данном случае тестовые задания предназначены для активации познавательного процесса. Студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием приемов самостоятельной умственной деятельности.

Кроме того, в разработанных учебных планах по экологическим дисциплинам предусмотрены различные формы организации самостоятельной работы студентов в зависимости от направления подготовки - рефераты, расчетно-графические задания (РГЗ), курсовые работы и проекты.

На первом и втором курсах обучения при изучении дисциплины "Экология" введены рефераты и семестровые задания (РГЗ).

В рефератах студенты проводят анализ статей в научных журналах и технической литературе на заданную тему, а также материалов по патентным фондам. При выполнении реферата у студентов развиваются навыки к самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач. Вырабатываются умения самостоятельно осмыслить и выделить основные фрагменты по заданной теме, изложить изучаемый материал в краткой по объему и емкой по содержанию форме.

Объем реферата - 10-20 листов текста (формата А4) с рисунками, схемами, диаграммами и т.д., и обязательно с литературными ссылками.

Расчетно-графическое задание по экологии - это набор теоретических, графических или экспериментальных заданий и задач, объединенных общей тематикой. Оно включает: литературный обзор по данной теме, конкретный анализ процессов и явлений экологической тематики, расчет причиненного ущерба от загрязнения биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы и т.д.); заключения, в котором приводятся конкретные мероприятия по уменьшению антропогенного влияния выбросов (сбросов) и др. на окружающую среду; методы, устройства, или аппараты очистки.

1 2