Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологическое образование школьников процессе раннего изучения иностранного языка.

В настоящее время проблема гармоничного взаимодействия общества и природы охватывает все основные сферы жизни нашего общества. Глобальный экологический кризис, охвативший нашу планету в последние десятилетия, является следствием экологической неграмотности и не6сформированности экологической культуры и экологического сознания, восприятие природы лишь с точки зрения ее полезности для человека. Преодолеть возникшие перед человечеством проблемы возможно путём формирования экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения.

В последние десятилетия в разработке теории экологического образования и воспитания особое место занимает проблема экологизации учебно-воспитательного процесса, в которой особо значимы демократизация, гуманизация и гуманитаризация, предполагающие: актуализацию непереходящих человеческих ценностей в комплексе обучающих и воспитывающих средств; создание гуманной развивающей среды обучения; обогащение специальных курсов основами культуры, искусства, этики и эстетики; акцентирование принципов добра, гуманизма, нравственности и морали; совершенствование гуманистической и природоохраняющей направленности учебно-воспитательного процесса; педагогика сотрудничества; пропаганда ценностей живой и неживой природы; активное включение учащихся в деятельность по охране окружающей среды.

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Содержание социально-экологического образования школьников раскрывается через понятие «природопользование». (Шилова В. С.).

Экология является интегральной областью знаний о природе, включающих в себя огромный и разнообразный круг проблем, знаний, идей и прикладных задач. Это вызывает необходимость развивать знания по экологии силами всех учебных дисциплин. Иностранный язык, как и любой другой предмет, можно рассматривать как один из каналов работы в этом направлении. Однако, как показывает практика, на занятиях по иностранному языку в современной школе уделяется недостаточное внимание этой проблеме. Эпизодические занятия по данной проблематике дают незначительный результаты в становлении экологического сознания школьников. Необходимо, чтобы ребенок воспринимал себя как неотъемлемую часть природы, подчиняющуюся мировым законам экологии, а не как пассивный созерцатель происходящих явлений и процессов. Младший школьный возрасти является наиболее благоприятным для заложения основ формирования экологического восприятия действительности.

Экологическое образование школьников через предмет иностранный язык может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребенка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков иностранного языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении. Темы учебных занятий первого и второго года обучения иностранному языку – такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Строение человека», «Животные», «Еда и покупки», «Города», «Школа», «Путешествие» и другие напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. На первый взгляд, в этой области складывается благополучная ситуация – учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Так, например, традиционно по теме «Животные» в младших классах изучаются названия животных, среда их обитания, на базе полученных знаний учащиеся учатся составлять рассказ о своем любимом домашнем и диком животном, говорится о том, что животных надо охранять. Но этого, на наш взгляд недостаточно. Сложнее сформировать положительное отношение и привить любовь к образно выражаясь, «неприятным» животным и растениям, таким как змеи, лягушки или ядовитые грибы и ягоды. Правильное положительное отношение к окружающей среде педагог может сформировать, давая возможность детям эмоционально насыщенную информацию о роли всех предметов и явлений в экосистеме, понимание того, что в природе все взаимосвязано и взаимообусловлено, все выполняет свою роль, что выпадение какого-либо компонента грозит необратимыми последствиями для человечества.

Личностно-ориентированная позиция педагога, дающая детям возможность подумать, сделать определенные выводы, разобраться в ситуации способствует наиболее благоприятному усвоению социально-экологических знаний. Таким образом, в содержании социально-экологического образования младших школьников на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определенная информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны, необходимость выработки определенного положительного отношения к этой действительности. Несомненно, что основным условием и методом реализации поставленных задач служит правильно организованное педагогическое общение на уроках.

1 2 3