Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Экологическое образование школьников процессе раннего изучения иностранного языка.

Педагогическое общение есть система (приёмы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств (В.А. Кан-Калик). Педагогическое общение выступает как канал взаимодействия педагога и учащихся и имеет свои специфические функции. Так, в качестве «базовых» функций общения выделяют: коммуникативную (обмен информацией и переживаниями), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие): ( Б.С. Волков, М.И. Самыгин, М.И. Станкин и другие).

Практически все содержание учебно–воспитательной работы школы потенциально является содержательной основой общения школьников. Отсюда вытекает необходимость владения учителями навыками педагогического общения. Однако актуализация этих потенциальных возможностей происходит тогда, когда педагоги так организуют учебно-воспитательный процесс, чтобы поставить каждого школьника в позицию его субъекта.

Для того чтобы младшие школьники стали субъектами общения, необходимо, чтобы жизнедеятельность коллектива стала содержательной стороной их общения, нужно, чтобы каждый из них имел возможность активно участвовать в ней. Специфическими формами организации общения младших школьников являются игровые формы, когда они используются максимально широко и разнообразно. Значение игры в жизни младших школьников велико, поскольку она вместе с учением служит в этом возрасте действенным способом познания окружающей действительности. Игра углубляет социальное развитие ребенка, двигает вперед его психическое развитие. Кроме того, применение игровых приемов дает возможность детям больше общаться. Применение игровой деятельности учащихся на уроках иностранного языка возможно и в целях экологического образования.

Особенностью организации экологического образования в игровой деятельности младших школьников является то, что большинство игр ориентированы на ознакомление учащихся с природой, то есть они не имеют четко выраженной экологической направленности. Экологические игры в начальной школе направлены на формирование положительного отношения учащихся к животным и растениям через эмоциональные реакции. Но так как игра, содержащая экологическую направленность, способствует формированию положительного отношения, она является мощным средством обучения и воспитания ответственного отношения к природе. Игры, содержащие экологическую направленность, разработаны Л.П. Молодовой, С.Н. Николаевой, О.М. Дьяченко и другими авторами. Однако, сложность применения этих игр на уроках иностранного языка, особенно в начальной школе, состоит в том, что дети 6-7 летнего возраста еще не располагают достаточным лексическим и грамматическим запасом. С другой стороны, учитель должен адаптировать свою иноязычную речь к возрасту учащегося, адекватно выразить на иностранном языке то, что сказал бы в этой ситуации на родном языке. Учитель обязан располагать совершенно новой лексикой, которая могла и не входить в его языковую подготовку. Успех проведения игр с экологической направленностью зависит от подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо наметить тему, определить цели, задачи, составить предварительный план игры, уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, спланировать формы работы учащихся и, наконец, оценить полученные результаты.

Еще одним вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании младших школьников на уроках иностранного языка является демонстрация сюжетов видеофильмов о природе, животных, решающих одну или несколько задач урока. Использование видеоматериала позволяет решить ряд педагогических задач: мотивационных, учебных, задач контроля и переноса знаний в новые условия. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку, он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное преставление учебного материала, создаёт образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также даёт возможность учащимся получить адекватное преставление об иноязычной речи. После просмотра видеофильма необходимо обсудить его содержание. К сожалению, современная школа далеко не всегда располагает материально–технической базой для использования видеофильмов в обучении иностранному языку. Использование народных примет, пословиц на уроках иностранного языка также играет большую роль в экологическом образовании учащихся. Народный фольклор отражает экологическое сознание, экологическую культуру не оного поколения. Использование пословиц, поговорок, примет на уроках иностранного языка способствует формированию языковой догадки, учащиеся, сопоставляя различные выражения с одинаковым смыслом, понимают, что существуют различные способы оформления мысли, уясняют связи между формой и значением языковых явлений.

Правильно организованное педагогическое общение в начальной школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических особенностей становления личности на каждом возрастном этапе. В общении в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы, способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогает им формировать собственную позицию в мире.

1 2 3