Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Значение начального курса физической географии в формировании социально-экологического стереотипа поведения.

Трикула Л.Н.

(БелГУ, Белгород)

 

ЗНАЧЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА ПОВЕДЕНИЯ.

 

В условиях современного экологического кризиса остро стал вопрос о выживании человечества. Необходимо уже сейчас предпринять решительные шаги к спасению всего живого на нашей планете. Для этого следует, прежде всего, установить оптимальные взаимоотношения общества и природы, проявляющиеся в определенном взаимодействии с ней.

Отношения между обществом и природой обозначаются социально-экологические. Многие ученые занимались классификацией этих отношений, выделяя эстетические, прагматические, безнравственные, теоретические гуманистические и др. Так, Тугаринов В.П. в отношении людей к природе выделил следующие формы: а) практическую, т.е. отношение к ней как к источнику разнообразных благ, удовлетворяющих потребности общества и человека; б) адаптивную, т.е. привычку жить в окружении природы; в) интимную, т.е. любовь к природе; г) эстетическую, состоящую в восприятии красот природы и переживаниях, возбуждаемых ее величественными образами и силами; д) гуманистическую форму, т.е. отсутствие жестокости в отношении к живым существам и истреблении их без практической нужды [7].

Определенный интерес для нашего исследования представляет позиция А.А. Скворцова, который описывает четыре типа отношений между человеком и природой, наблюдаемые за все время их взаимодействия. Первый тип - безнравственное, злое отношение, которое предполагает нанесение вреда природе с целью демонстрации своей силы. Второй тип - отношение утилитарное. Для него характерно усмотрение в природе только ресурсов, необходимых для поддержания благополучия. Третий тип - отношение к природе теоретическое, научное, предполагающее изучение природы в целях науки. Четвертый тип - отношение эстетическое, восхищение природой [4].

Постоянный тип отношений между обществом и природой во времени складывается в соответствующий стереотип. В социальной психологии под стереотипом понимают сложившиеся в сознании людей духовные образования, эмоционально-окрашенные образы, передающие значения, которые сочетают в себе элементы описания, оценки и предписания. Вместе с тем стереотип - это не просто образ, это схема, лишь фиксирующая некоторые черты явления, иногда не существующие, а приписываемые ему субъективно. Объективным результатом стереотипизации является упрощенное, схематическое, иногда близкое к истинному знанию, иногда искаженное представление действительности [6]. Грановская Р.М. и Крижанская Ю.С. под стереотипом понимают часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, который закрепился в мышлении и постоянно используется при решении задач, возникающих в сложившийся обычных ситуациях [1]. В самом общем виде мы под социально-экологическим стереотипом поведения понимаем постоянный тип взаимоотношений между обществом и природой, проявляющийся в определенном взаимодействии. Поведение же согласно точке зрения Фридмана Л.М. - это деятельность, которая состоит из отдельных действий (поступков). Под действием Леонтьев А.Н. понимает процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной цели. Но любое поведение предполагает определенное действие (поступок), которое в свою очередь складывается из мотивов, целей, задач, операций, результата. Таким образом, если поведение - это деятельность, то оно будет состоять из когнитивного и поступочного компонентов, представленными знаниями, мотивами, целями, действиями и результатами. Соответственно структура социально-экологического стереотипа будет выглядеть следующим образом: социально-экологические знания; соответствующие мотивы (эмоции, цели); действия в природе, которые будут проявляться в социально-экологических умениях; результат.

На основании, выделенных Скворцовым А.А. типов отношений между человеком и природой, мы попытались выделить социально-экологические стереотипы поведения. Первый - стереотип утилитарного потребительского отношения к природе; его главные черты: хищническое отношение к природе, видение в ней только ресурсов и нерациональность во взаимодействии с ней. Второй социально-экологический стереотип отношения теоретического, научного; когда природные явления изучаются в целях науки. И третий - бережного отношения к природе, который предполагает ответственность и рациональность во взаимодействии с ней.

Согласно данным Глазачева С.Н., Мамедова Н.М., у выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Это объясняется низким уровнем восприятия экологических проблем как личностно значимых; усмотрение в природе только неограниченных ресурсов, необходимых для поддержания благополучия, причем использование этих ресурсов нерациональное; не развитостью потребности практического участия в реальной работе по изучению и улучшению, восстановлению и возобновлению среды, окружающей его непосредственно. Таким образом, в обществе сложился стереотип утилитарного потребительского отношения к природе. Всвязи с этим возникает необходимость в изменении взаимоотношений общества и человека с природой, а сформировавшийся стереотип следует заменить на стереотип бережного отношения к ней. Последний является идеалом отношений между обществом и природой. Социально-экологический стереотип бережного отношения к природе - это постоянный тип взаимоотношений общества и природы, на основе соответствующих знаний, проявляющийся в действиях людей по бережному, рациональному использованию ее ресурсов, в поступках, в которых проявляется сочувствие, уважение и понимание природы, на основе восприятия ее как субъекта, то есть видения в ней живого объекта, имеющего свое право на существование.

1 2 3