Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Значение начального курса физической географии в формировании социально-экологического стереотипа поведения.

Отсюда возникает задача формирования социально-экологического стереотипа бережного отношения к природе. При этом во взаимодействии с ней учитываются ее законы, бережно и рационально используются природные ресурсы, человек стремится охранять и всячески содействовать ее восстановлению. Результат данного стереотипа - гармония во взаимоотношениях человечества с природой.

В итоге проведенного анализа научных работ Глушковой Л.С., Николиной В.В., мы выделили следующую структуру одного из видов социально-экологического стереотипа поведения - бережного отношения к природе. Первым компонентом данного сложного интегрированного образования является мотивационный компонент, включающий совокупность мотивов, эмоций и целей. Сформированность данного компонента будет проявляться в соблюдении экологических норм, в стремлении к бережному отношению к природе, к жизни в согласии и гармонии с природой, в восприятии природы как субъекта, отношении ее к сфере “человеческого”, равного по самоценности. И взаимодействие с ней на основе жалости, сочувствия, доверия, благодарности, уважения, любви. Социально-экологическая цель стереотипа бережного отношения к природе - это сохранение оптимальных качеств среды для жизни человечества.

Вторым компонентом данного стереотипа выступает когнитивный (социально-экологические знания), то есть знания о взаимоотношениях общества и природы. Они должны быть системными, действенными, прогностичными, прочными. Учащиеся (и все люди) должны знать социально-экологические ценности, законы, иметь представление о месте человека в мире природы, о долге по защите и охране природы.

Третий компонент социально-экологического стереотипа поведения - деятельностный включает поступки, действия, которые будут проявляться в сформированности социально-экологических умений и навыков по осуществлению социально-экологической деятельности. Поступки (действия) должны быть направлены на охрану и непрагматическое взаимодействие с природой. У учащихся необходимо будет сформировать умения оценивать и предвидеть последствия своих поступков в природе [2; 3].

Сформированность данных компонентов требует соответствующего социально-экологического образования людей, в том числе и подрастающих поколений. Социально-экологическое образование является составной частью экологического образования. И в самом общем виде представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий отношений с природной средой (Шилова В.С.; [8]). Одной из задач этого образования является формирование положительных стереотипов поведения в природе.

Важное место в формировании стереотипа бережного отношения к природе занимает школьная география, в силу того, что она относится одновременно к естественным и общественным областям знания. Важен в этом смысле начальный курс физической географии, где формируется большое количество общих понятий; множество практических работ на местности по формированию умений необходимых для наблюдения и исследования явлений природы. В рамках этого курса существуют реальные возможности для формирования у подростков умений устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающей природной средой; для воспитания бережного отношения к ней на основе содержания учебного материала о взаимодействии природы и общества, о значении природных условий для жизни людей, об изменении природы под воздействием человека, об отражении объектов природы в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Знакомство с данным учебным материалом позволит детям раскрыть влияние хозяйственной деятельности общества на природу; поможет увидеть связи зависимости, возникающие между обществом и природой; позволит выявить причины изменений природы. В рамках начального курса физической географии формированию стереотипа бережного отношения к природе будет способствовать практико-ориентированная деятельность по изучению и улучшению реальной экологической ситуации своей местности во время экскурсий, проведения кружковой работы. Климченко И.В. также указывает, что бережное отношение детей к природе будет формироваться при выполнении учащимися заданий, направленных на отождествление с объектами природы, сопереживание (идентификация и эмпатия), критический анализ своей деятельности в природе (рефлексия) [5].

 

Литература

1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество в преодолении

стереотипов. - СПб: ОMS, 1994 - 192 с.

2. Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников: Дис. кан. пед. наук Калининградский гос. университет, 1999г.

1 2 3