Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

О необходимости сохранения самостоятельного учебного курса экологии в вузе

О НЕОБХОДИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ЭКОЛОГИИ В ВУЗЕ

 

В ныне действующих государственных образовательных стандартах ВПО по специальностям 031200 – «Педагогика и методика начального образования», 031200.00 – «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью», 030900 – «Дошкольная педагогика и психология», 030900.00 – «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью», 030800 – «Изобразительное искусство», 031800 – «Логопедия», 020400 – «Психология» экология как самостоятельный учебный курс федерального компонента отсутствует. Предшествующие же государственные образовательные стандарты ВПО по указанным выше специальностям предусматривали обязательное изучение экологии как самостоятельного учебного курса общекультурного блока.

В связи с этим возникает вопрос: «По каким причинам экологию как самостоятельную дисциплину не надо изучать дипломированным специалистам?» Ответов на этот вопрос может быть два: либо человечеству уже не угрожают ни глобальная, ни локальные экологические катастрофы, либо изменена концептуальная модель экологического образования и в достаточной степени экологизированными стали все остальные учебные курсы, из-за чего отпала надобность объединять экологические вопросы в самостоятельный учебный курс.

С первым ответом согласиться никак нельзя, так как загрязнение планеты не прекратилось, биологическое разнообразие продолжает катастрофически уменьшаться, площадь лесов продолжает катастрофически сокращаться, невозобновимые природные ресурсы продолжают катастрофически истощаться, природные процессы продолжают изменяться не в лучшую для человечества сторону, окружающая среда далеко не везде способствует сохранению здоровья.

Для того, чтобы принять или отвергнуть второй ответ, давайте посмотрим, какие вопросы, так или иначе связанные с экологией, представлены в тех или иных учебных курсах федерального компонента в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.

По блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Физическая культура: «Основы здорового образа жизни студента».

Культурология: «Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация».

Правоведение: «Экологическое право».

Философия: «Человек и природа. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности».

По блоку общематематических и естественнонаучных дисциплин.

Концепции современного естествознания: «… экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; здоровье; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма…»

По блоку общепрофессиональных дисциплин.

Педагогика: «Формирование здорового образа жизни».

Основы медицинских знаний: «Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система «природа-человек». Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья».

Безопасность жизнедеятельности: «Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности».

Итак, наглядно видно, что в ряде учебных курсов, формирующих культуру и мировоззрение будущего специалиста, его общепрофессиональную осведомленность, действительно затрагиваются некоторые вопросы социальной экологии, экологии человека и глобальной экологии. Вместе с тем, они разрознены, могут рассматриваться так, что из них будет удалено экологическое содержание, и поэтому, на наш взгляд, они не способствуют полноценному формированию экологического сознания и экологической культуры будущего специалиста в виду отсутствия системообразующего стержня всех экологических знаний, которым может быть самостоятельный учебный курс экологии. Мы разделяем существующее мнение о том, что образование должно быть экологическим и таковым его делает не только насыщение экологической информацией различных учебных курсов, но и наличие специального учебного курса, охватывающего различные направления экологии, позволяющего представить экологию как комплексную междисциплинарную науку, пронизывающую все области знаний. Такая экология должна изучаться одной из первых дисциплин в виду того, что она является всеобъемлющей, всепроникающей, объединяющей гуманитарные и естественнонаучные знания. При этом, учитывая специфические особенности той или иной специальности, можно изменять соотношение между гуманитарной и естественнонаучной частями экологии в ту или иную сторону.

1 2 3 4