Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

О необходимости сохранения самостоятельного учебного курса экологии в вузе

Учитывая все изложенные выше аргументы, нам удалось сохранить изучавшийся по прежним государственным образовательным стандартам курс экологии, представленный в общекультурном блоке, как дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. На его изучение отводится от 36 до 84 часов трудоемкости (в зависимости от специальности).

Цель изучения экологии определена следующая – формирование экологической культуры дипломированного специалиста.

Специалист с высшим образованием должен иметь достаточную общекультурную подготовку. А это, в свою очередь, немыслимо без формирования экологической культуры, предполагающей формирование экологического сознания и экологического мировоззрения. Только сформированная в экологическом аспекте личность может осознать глобальный экологический кризис современности и его последствия для социоэкосферы, неразрывность связей общества с природой. Только сформированная в экологическом аспекте личность может строить свои отношения с природой и социумом на основе экологических знаний и ответственности за будущее социоэкосферы, занимать активную жизненную позицию в сфере улучшения экологической ситуации на Земле, в деле рационального природопользования и охраны природы.

В соответствии с этим перед данным учебным курсом ставятся следующие конкретные задачи:

1)          ознакомить студентов с современной экологией как комплексной междисциплинарной наукой, ее предметом и задачами, местом в системе наук, методологическими основами, значением, структурой;

2)          осуществлять дальнейшее формирование и развитие системы основных понятий в области биологической (общей, классической) экологии, ознакомить с основными ее законами;

3)          осуществлять дальнейшее формирование и развитие системы основных понятий в области глобальной экологии (учения о биосфере-экосфере), ознакомить с основными ее законами;

4)          осуществлять дальнейшее формирование и развитие системы основных понятий в области экологии человека, ознакомить с основными ее положениями;

5)          осуществлять дальнейшее формирование и развитие системы основных понятий в области социальной экологии, ознакомить с основными ее положениями;

6)          формировать у студентов умения анализировать и применять на практике экологическую информацию, планировать свои отношения с природой на основе экологических знаний и ответственности за ее будущее и будущее человечества.

Теоретической базой экологии является предшествующее изучение студентами в средней общеобразовательной школе различных учебных курсов, прежде всего естественнонаучного и обществоведческого циклов.

Студентам предлагается для изучения 8 тем.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СовременнУЮ экологиЮ

Предмет, задачи, место в системе наук, методологические основы, значение, структура современной экологии как комплексной междисциплинарной науки.

Концепция экосистемы и социоэкосистемы. Структура экосистемы и социоэкосистемы. Понятие биогеоценоза и нообиогеоценоза. Структура биогеоценоза и нообиогеоценоза. Разнообразие нообиогеоценозов.

Тема 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ

Понятие среды обитания, экологических факторов и условий существования. Основные среды жизни. Классификация экологических факторов. Некоторые общие закономерности действия абиотических экологических факторов на организм. Закон оптимума (толерантности) В. Шелфорда. Понятие экологической валентности. Констелляция экологических факторов. Закон ограничивающего фактора (минимума) Ю. Либиха. Основные эволюционные пути адаптации организмов к среде обитания. Морфологические, анатомические, физиологические и поведенческие адаптации. Средообразующая деятельность организмов. Биотические взаимосвязи (трофические, топические, форические, фабрические) и взаимоотношения (симбиотические, антибиотические, нейтральные). Закон Гаузе (правило конкурентного исключения).

1 2 3 4