Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Социально-экологическое образование школьников: сущность и содержание

К настоящему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие решению проблемы социально-экологического образования школьников: выявленная сущность социально-экологической науки, проектирующей его; накопленный историко-педагогический опыт образования в области окружающей среды; заинтересованность государства и общества в решении этой проблемы; постепенное осознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологических отношений. С целью более точного выявления сущностной определенности социально-экологического образования школьников был проведен сравнительный анализ научных точек зрения, раскрывающих современное представление рассматриваемого направления общего образования.

Известно, что вопросы образования, отражающие особенности взаимодействия общества со средой всегда занимали важное место в философско-педагогических взглядах различных ученых. В связи с этим необходимо назвать имена Я. А. Коменского, Д. Докка, Ж.-Ж.Руссо, П. Г. Песталоцци, А. Дистервега, М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского и других просветителей, призывающих учиться у природы внешней и внутренней и в соответствии с ней воспитывать ребенка. В силу того, что воздействие человека и общества на природу в этот исторический период не было столь масштабным, цели формирования ответственного отношения к ней не ставилось. Позднее (конец XIX- начало ХХ вв.), когда многие страны вступили на империалистический путь развития, педагогические теории, по обоснованному мнению Б. М. Бим-Бада, представляли собой единство гигантского многообразия идей, контрастных и иногда полярных направлений, реакционных и прогрессивных исканий. Главной проблемой споров того времени была проблема человека, его сущности и развития. Не оставалась в стороне и внешняя природа, ее место в развитии ребенка. Эта мысль прослеживается в работах В. Я. Стоюнина, В. Н. Сорока-Росинского и других педагогов. Они призывали учиться у природы, особенно для развития эстетического чувства, исследовать то, как она воздействует на людей в процессе их жизни и деятельности (в том числе и в давние времена); какие вызывает чувства, на какие поступки подвигает [1, 3, 6].

Таким образом, в развивающейся педагогической науке постоянно обнаруживается и прослеживается идея взаимосвязи внешней и внутренней природы ребенка, влияния окружающей среды на становление нравственных качеств личности. Очевидно, что многие философы-просветители, педагоги-ученые признавали влияние природного окружения на растущего человека. Однако они, продолжая видеть в природе нечто постоянное и неизменное, неисчерпаемую кладовую природных богатств, не призывали охранять и беречь ее, а лишь пользоваться тем, что она дает.

С другой стороны, именно в этой период (1913 г.) появился термин “охрана природы”. Он получил широкое признание и распространение после состоявшегося в том же году Международного съезда по охране природы. В начале XX века, отмечает, например, И. С. Матрусов, основной формой охраны природы было создание заповедников, заказников, которые имели своей целью охрану природных памятников. В дальнейшем, с усложнением взаимосвязей человека со средой, усилением и расширением воздействия людей на природную среду, изменилось и содержание понятия “охрана природы”. Стала оформляться и необходимость готовить подрастающие поколения к этой охране. Иначе говоря, было положено начало природоохранительному воспитанию учащихся, прообразу будущего экологического и социально-экологического образования школьников.

Проследим становление сущности каждого из них, прежде всего, природоохранительного и экологического. Накопленный теоретический и практический материал позволил И. С. Матрусову и другим авторам в начале 70-х годов XX столетия определить сущность природоохранительного воспитания, под которым понимается целенаправленное формирование у учащихся научных взглядов на развитие и функционирование природы и ее ресурсов как необходимое условие жизни общества во всех аспектах: экономических, нравственных, эстетических, биологических. Школа должна не только давать подрастающему поколению научные знания, но и формировать умение правильно вести себя в природе, рационально относиться к ее ресурсам в будущей практической деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Речь идет о том, чтобы не только хотеть, но и уметь разумно пользоваться природой. И далее И. С. Матрусов пишет, что школа призвала разъяснять учащимся значение природы как непременного условия создания материальных и духовных ценностей, всей жизни общества, как необходимого средства для нормального биологического функционирования человеческого организма, как важной основы формирования нравственных, гуманных качеств личности; вырабатывать у учащихся навыки разумного и бережного отношения к природе во время труда и отдыха [4].

1 2 3