Какие направления развития Росийской науки Вы считаете наиболее перспективными

Социально-экологическое образование школьников: сущность и содержание

С 80-х годов термин “природоохранительное воспитание” стал преобразовываться в “природоохранное образование и воспитание” и “образование в области охраны природы”, “образование в области окружающей среды”, “экологическое образование”, где все они выступают как синонимы. Этот вопрос был поставлен и решен Тбилисской конференцией (1977). В свете ее материалов, отмечает И. П. Лаптев, основной целью природоохранного образования является выработка у каждого жителя Земли убеждения в важности активной природоохранной деятельности, вооружения его необходимым знаниями и умениями. Созвучно с этим мнение Д. М. Гвишиани, подчеркивающего, что образование в области окружающей среды должно преследовать цель – дать человеку необходимые знания по поводу пользования природой и ее ресурсами, управления качеством окружающей среды и ее улучшением [5].

На сегодняшний день насчитывается более тридцати определений, отражающих конкретные виды сред. По мнению Н. Ф. Реймерса, окружающая среда –это силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящаяся вне рассматриваемого объекта или субъекта и находящаяся в непосредственном контакте с ними. Различают среду природную, культурную и др. Очевидно, что понятийный аппарат, раскрывающий охрану окружающей среды, продолжает развиваться, уточняться, конкретизироваться. Следует лишь отметить, что окружающая среда у различных авторов ассоциируется, прежде всего, с природной средой, с которой непосредственно связано общество. Соответствующее образование определяется как образование в области окружающей среды, в области ее охраны, включая и рациональное использование природных ресурсов [7].

В нашей стране в последние годы широкое распространение получило словосочетание “экологическое образование”. В начале 80-х годов И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной, Л. П. Симоновой и другими учеными была определена сущность экологического образования, его содержание и принципы. Авторы рассматривают его как целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах общественной трудовой деятельности и общения с природой. Экологическое образование выступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных учебных предметах. Рассматривая этот новый аспект, И. Т. Суравегина пишет, что экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального, разностороннего – научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека [12].

Все ранее изложенное позволяет утверждать, что объектом отражения общего экологического образования выступают все области экологических отношений, присущих различным формам движения материи. При этом, каждой форме свойственны свои объект-объектные отношения, являющиеся предметом исследования соответствующей науки с экологическим компонентом и предметом соответствующего образования. Высшая форма движения – социальная – необходимо взаимодействует с другими формами, более низкого порядка, поэтому в социально-экологическом образовании должны быть отражены и эти отношения, а также необходимость сохранения потенциала среды для их дальнейшего существования, функционирования и развития. Иными словами, если в свое время взаимодействие общества со средой выступало объектом исследования наук и человеческого сознания, а в последнее время это взаимодействие стало предметом социально-экологической науки, то и в экологическом образовании: если на этапе своего становления оно отражало объект науки и сознания, т.е. общество и природу, их взаимодействие, то в настоящее время предметы начинают “отпочковываться” от основного объекта и отображаться соответствующей ветвью экологического образования, в частности, социально-экологическим. В связи с этим возникает необходимость переосмысления сущности общего экологического образования, определения филиативных направлений.

Одним из них, как уже отмечалось, является социально-экологическое образование. Оно призвано отражать собственно систему “общество-природа”, взаимодействия между ее элементами. Иначе говоря, эта система отражает сущность содержания социально-экологического образования школьников. С другой стороны социально-экологическое образование – это, прежде всего, процесс. По обоснованному мнению А. М. Галеевой, социально-экологическое образование представляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [2].

1 2 3